Врач-заведующий отделением лечебной физкультуры

Врач-заведующий отделением лечебной физкультуры организует всю работу по лечебной физической культуре в отделении, больнице, поликлинике, санатории или другом лечебном учреждении, в составе которого имеется такое специальное отделение.

Он непосредственно подчиняется главному врачу и его заместителю по медицинской части, обеспечивая вместе с ними наличие необходимой материальной базы, подготовку и укомплектование кадров для полноценного и эффективного применения лечебной физкультуры при лечении больных детей. На основании изучения состава больных заведующий отделением лечебной физкультуры распределяет сотрудников отделения, планирует рабочее время, организует дежурства персонала.

Вместе с заведующими другими отделениями он добивается выделения и оборудования кабинетов и залов лечебной физкультуры, прогулочных и игровых площадок, кабинетов для лечебного массажа. Важнейшей обязанностью руководителя указанного отделения являются анализ качества лечения и реабилитации больных, оценка полноты охвата лечебной физкультурой детей с заболеваниями и травмами.

С этой целью он проводит обходы больных (самостоятельно или вместе с заведующим профилированным отделением), оценивает своевременность назначений лечебной физкультуры и их реализацию. Для улучшения качества и эффективности применения средств лечебной физкультуры заведующий отделением в течение лечебного курса вместе с лечащим врачом или врачом по лечебной физкультуре осматривает больного, оценивает показания и противопоказания к применению тех или иных средств, определяет методику и особенности ведения ребенка, внося в историю болезни соответствующую запись.

Ценным разделом работы заведующего отделением являются тематические обходы с участием всех сотрудников отделения лечебной физкультуры, на которых проводится разбор больных и обосновывается частная методика занятий при данном заболевании. Заведующий отделением планирует работу всех сотрудников, в том числе и повышение их квалификации. В его обязанности также входит ведение учета всех видов деятельности отделения и составление отчета.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

У детей первого года жизни используются гимнастические упражнения в основе которых лежат безусловные двигательные реакции (рефлекс ползания, разгибания позвоночника и др). Такие гимнастические упражнения принято называть рефлекторными. Они применяются в том возрастном периоде, когда имеются врожденные двигательные рефлексы, или при патологических состояниях, при которых эти рефлексы могут быть обнаружены у детей (гипотрофия, детский церебральный паралич)….


Игры малой подвижности (игры на месте, проводимые в исходных положениях сидя, полулежа, лежа, реже стоя). Сюжет таких игр прост движения элементарны и хорошо знакомы всем участникам игры. Выполнение ролей проводится в спокойной обстановке. Для детей раннего и дошкольного возраста ролевые подвижные игры с малой нагрузкой могут заменяться имитационными физическими упражнениями с небольшим числом повторений. Примером…


Все ткани, органы и системы организма человека представляют единое целое и находятся в определенных взаимоотношениях. В связи с этим любое заболевание обязательно вызывает рефлекторные изменения в сегментарно связанных функциональных образованиях, преимущественно иннервируемых из одних и тех же сегментов спинного мозга. Рефлекторные изменения могут возникать в любой ткани, поддерживая первичный очаг патологии и влияя на него….


Это часть возникающих в данном периоде заболевания или травмы лечебных задач, в решении которых преимущественное значение имеют средства лечебной физкультуры. В свою очередь, лечебную задачу можно определить как цель лечебных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния. Задачи лечения (в том числе и лечебной физкультуры) определяются существующими представлениями об этиологии и патогенезе заболевания или травмы….


Начиная с конца 3-го месяца жизни у детей 1-го года может исчезать повышенный тонус сгибателей, движения конечностей становятся свободными, быстро развиваются движения рук, а вслед за ними и локомоторные реакции. У больного ребенка гипертонус сгибателей нередко сохраняется длительно. Наличие гипертонуса является противопоказанием для включения пассивных упражнений. Пассивные гимнастические упражнения проводятся у детей по мере исчезновения…