Врач-заведующий отделением лечебной физкультуры

Врач-заведующий отделением лечебной физкультуры организует всю работу по лечебной физической культуре в отделении, больнице, поликлинике, санатории или другом лечебном учреждении, в составе которого имеется такое специальное отделение.

Он непосредственно подчиняется главному врачу и его заместителю по медицинской части, обеспечивая вместе с ними наличие необходимой материальной базы, подготовку и укомплектование кадров для полноценного и эффективного применения лечебной физкультуры при лечении больных детей. На основании изучения состава больных заведующий отделением лечебной физкультуры распределяет сотрудников отделения, планирует рабочее время, организует дежурства персонала.

Вместе с заведующими другими отделениями он добивается выделения и оборудования кабинетов и залов лечебной физкультуры, прогулочных и игровых площадок, кабинетов для лечебного массажа. Важнейшей обязанностью руководителя указанного отделения являются анализ качества лечения и реабилитации больных, оценка полноты охвата лечебной физкультурой детей с заболеваниями и травмами.

С этой целью он проводит обходы больных (самостоятельно или вместе с заведующим профилированным отделением), оценивает своевременность назначений лечебной физкультуры и их реализацию. Для улучшения качества и эффективности применения средств лечебной физкультуры заведующий отделением в течение лечебного курса вместе с лечащим врачом или врачом по лечебной физкультуре осматривает больного, оценивает показания и противопоказания к применению тех или иных средств, определяет методику и особенности ведения ребенка, внося в историю болезни соответствующую запись.

Ценным разделом работы заведующего отделением являются тематические обходы с участием всех сотрудников отделения лечебной физкультуры, на которых проводится разбор больных и обосновывается частная методика занятий при данном заболевании. Заведующий отделением планирует работу всех сотрудников, в том числе и повышение их квалификации. В его обязанности также входит ведение учета всех видов деятельности отделения и составление отчета.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

В практической деятельности педиатр, специалист по детской лечебной физкультуре, методист и инструктор имеют дело с наиболее сложной человеческой личностью — развивающимся в конкретных условиях социальной и биологической среды организмом. Сами средства физической культуры, применяемые по отношению к больному ребенку, представляют собой факторы не только терапевтического, но и воспитательного воздействия, что нередко бывает значительно шире и…


Езда на велосипеде представляет собой скоростно-силовое упражнение, оказывающее сильное воздействие на детский организм в связи со значительной физической нагрузкой. При соответствующем возможностям больного соотношении скорости вращения педалей и расстояния циклическая мышечная работа во время езды сопровождается устойчивой деятельностью физиологических систем, позволяя использовать велосипед для увеличения физической работоспособности. Катание на велосипеде может включаться в режим для…


Разминание предназначено главным образом для воздействия на мышцы, оно усиливает кровообращение массируемого участка, улучшает питание тканей, эластичность и сократительную способность мышц. Продольное разминание производится по ходу мышечных волокон, при этом мышца как бы ущемляется между тенаром и гипотенаром. Разминание применяется для массажа краев крупных мышц, мышц конечностей, плечевого пояса и туловища, может быть непрерывным или…


Этот механизм лечебного действия средств лечебной физкультуры используется в системе реабилитации наиболее широко. Сущность нормализующего действия лечебной физкультуры заключается в постепенном расширении диапазона функциональных показателей патологически измененной системы до физиологической, возрастной нормы. Такая нормализация происходит под влиянием тренирующего действия физических упражнений и мышечной работы не только на опорно-двигательный аппарат, в котором наблюдается восстановление мышечной силы…


Особой формой применения лечебной физкультуры в детских лечебно-профилактических учреждениях является использование элементов лечебной физкультуры в режиме дня. Сюда относятся специально подобранные подвижные игры во время прогулок, упражнения для закрепления двигательных навыков, выполняемые в периоды бодрствования вне других форм лечебной физкультуры, спортивные виды физических упражнений, ходьба пешком определенной продолжительности по времени и расстоянию, проведение экскурсий и…