Главная / Семья / Справочник по детской лечебной физкультуре / Основы детской лечебной физкультуры / Самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения

Самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения

Самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения по лечебной физкультуре используются в тех случаях, когда для Достижения эффекта необходимо массивное и длительное применение средств с активным участием самого больного или его родителей.

Для полноценного использования самостоятельно выполняемых назначений необходимо достаточная сознательность больного, понимание им целей и задач проводимого лечения, наличие воли и желания скорейшего выздоровления. Такое отношение к самостоятельным занятиям должен поддерживать весь персонал детского отделения или санатория. Детям предоставляется место в палате или кабинете лечебной физкультуры, как правило, во второй половине дня. В режиме дня отводятся специальные часы самостоятельных занятий (в том числе и по лечебной физкультуре).

Дежурный персонал контролирует выполнение ребенком самостоятельного задания. Содержание самостоятельно выполняемых индивидуальных назначений определяется лечебными задачами, возрастом больного и условиями проведения этой формы лечебной физкультуры. С детьми старшего возраста лечащий врач (и врач по лечебной физкультуре) проводит индивидуальные беседы, убеждающие ребенка в необходимости и значении самостоятельных занятий.

Вместе с инструктором разрабатывается подробное описание упражнений, включаемых в самостоятельно выполняемое задание, и составляется конспект. Построение его аналогично занятию по лечебной физкультуре. Содержание разработанного конспекта или комплекса упражнений разъясняется ребенку и каждое из упражнений выполняется в присутствии инструктора, чтобы убедиться в достаточном освоении задания. В дальнейшем инструктор периодически проверяет систематичность и полноту выполнения самостоятельно проводимых назначений.

Для самостоятельного выполнения детям раннего возраста назначаются упражнения в стимуляции и восстановлении отстающих двигательных навыков. Разумеется, эти упражнения и приемы массажа проводят с ребенком родители или медицинские сестры, иногда воспитатели под руководством инструктора. Предварительно разучивается техника выполнения каждого упражнения и приема стимуляции или массажа, входящих в комплекс для самостоятельного выполнения. Само задание включает вводный массаж, 2 — 3 гимнастических упражнения, прием стимуляции одного из отстающих движений, затем заключительный массаж.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Катание на санках относится также к спортивным видам физических упражнений. Во время этого движения сочетаются закаливание, ходьба, бег и другие движения, вовлекающие в работу все мышцы ребенка. Включая катание на санках в режим дня как одно из упражнений лечебной физкультуры, следует обеспечить дозировку физической нагрузки (число подъемов и спусков, расстояние при катании, направление движения, положение…


Вспомогательные приемы: щипцеобразное, граблеобразное, гребнеобразное поглаживание и глажение. Растирание — руки производят надавливание и смещают в разные стороны подлежащие ткани. При этом кисть не скользит по коже, а прямолинейными или круговыми движениями образует впереди себя кожную складку в виде валика и осуществляет сдвигание, разъединение и растягивание тканей и «перетирание» патологических уплотнений. Растирание оказывает успокаивающее действие…


Механизм компенсаторного действия лечебной физкультуры заключается в усилении или перестройке развивающихся при патологических процессах приспособительных реакций таким образом, что увеличивается их компенсаторный эффект. Такие приспособительные реакции направлены на временное или постоянное замещение потерянной или измененной функции, обеспечивая жизнеспособность организма. Однако приспособительные реакции больного не всегда приводят к компенсации и улучшению состояния ребенка. Использование для компенсации…


Особой формой применения лечебной физкультуры в детских лечебно-профилактических учреждениях является использование элементов лечебной физкультуры в режиме дня. Сюда относятся специально подобранные подвижные игры во время прогулок, упражнения для закрепления двигательных навыков, выполняемые в периоды бодрствования вне других форм лечебной физкультуры, спортивные виды физических упражнений, ходьба пешком определенной продолжительности по времени и расстоянию, проведение экскурсий и…


У детей младшего школьного возраста и старших детей, не владеющих техникой прыжка, применяются «подводящие» к прыжкам упражнения (ходьба с высоким подниманием бедра, бег с акцентированным толчком и высоким подниманием бедра, приседания и т. д.), затем прыжки на месте на обеих ногах, прыжки на месте на одной ноге, прыжки с продвижением вперед и т. д. Резко…