Главная / Семья / Справочник по детской лечебной физкультуре / Основы детской лечебной физкультуры / Самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения

Самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения

Самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения по лечебной физкультуре используются в тех случаях, когда для Достижения эффекта необходимо массивное и длительное применение средств с активным участием самого больного или его родителей.

Для полноценного использования самостоятельно выполняемых назначений необходимо достаточная сознательность больного, понимание им целей и задач проводимого лечения, наличие воли и желания скорейшего выздоровления. Такое отношение к самостоятельным занятиям должен поддерживать весь персонал детского отделения или санатория. Детям предоставляется место в палате или кабинете лечебной физкультуры, как правило, во второй половине дня. В режиме дня отводятся специальные часы самостоятельных занятий (в том числе и по лечебной физкультуре).

Дежурный персонал контролирует выполнение ребенком самостоятельного задания. Содержание самостоятельно выполняемых индивидуальных назначений определяется лечебными задачами, возрастом больного и условиями проведения этой формы лечебной физкультуры. С детьми старшего возраста лечащий врач (и врач по лечебной физкультуре) проводит индивидуальные беседы, убеждающие ребенка в необходимости и значении самостоятельных занятий.

Вместе с инструктором разрабатывается подробное описание упражнений, включаемых в самостоятельно выполняемое задание, и составляется конспект. Построение его аналогично занятию по лечебной физкультуре. Содержание разработанного конспекта или комплекса упражнений разъясняется ребенку и каждое из упражнений выполняется в присутствии инструктора, чтобы убедиться в достаточном освоении задания. В дальнейшем инструктор периодически проверяет систематичность и полноту выполнения самостоятельно проводимых назначений.

Для самостоятельного выполнения детям раннего возраста назначаются упражнения в стимуляции и восстановлении отстающих двигательных навыков. Разумеется, эти упражнения и приемы массажа проводят с ребенком родители или медицинские сестры, иногда воспитатели под руководством инструктора. Предварительно разучивается техника выполнения каждого упражнения и приема стимуляции или массажа, входящих в комплекс для самостоятельного выполнения. Само задание включает вводный массаж, 2 — 3 гимнастических упражнения, прием стимуляции одного из отстающих движений, затем заключительный массаж.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

В практической деятельности педиатр, специалист по детской лечебной физкультуре, методист и инструктор имеют дело с наиболее сложной человеческой личностью — развивающимся в конкретных условиях социальной и биологической среды организмом. Сами средства физической культуры, применяемые по отношению к больному ребенку, представляют собой факторы не только терапевтического, но и воспитательного воздействия, что нередко бывает значительно шире и…


Езда на велосипеде представляет собой скоростно-силовое упражнение, оказывающее сильное воздействие на детский организм в связи со значительной физической нагрузкой. При соответствующем возможностям больного соотношении скорости вращения педалей и расстояния циклическая мышечная работа во время езды сопровождается устойчивой деятельностью физиологических систем, позволяя использовать велосипед для увеличения физической работоспособности. Катание на велосипеде может включаться в режим для…


Разминание предназначено главным образом для воздействия на мышцы, оно усиливает кровообращение массируемого участка, улучшает питание тканей, эластичность и сократительную способность мышц. Продольное разминание производится по ходу мышечных волокон, при этом мышца как бы ущемляется между тенаром и гипотенаром. Разминание применяется для массажа краев крупных мышц, мышц конечностей, плечевого пояса и туловища, может быть непрерывным или…


Этот механизм лечебного действия средств лечебной физкультуры используется в системе реабилитации наиболее широко. Сущность нормализующего действия лечебной физкультуры заключается в постепенном расширении диапазона функциональных показателей патологически измененной системы до физиологической, возрастной нормы. Такая нормализация происходит под влиянием тренирующего действия физических упражнений и мышечной работы не только на опорно-двигательный аппарат, в котором наблюдается восстановление мышечной силы…


Лечебная физкультура с детьми 1-го года жизни проводится в виде индивидуальных занятий, при необходимости ребенок может получать и дополнительные, выполняемые родителями, допущенными к уходу за больным, назначения по лечебной физкультуре. Подбор упражнений соответствует возрастным особенностям развития движений. Как известно, у детей первых 3 мес жизни при нормальном развитии наблюдается физиологическая гипертония сгибательной мускулатуры, препятствующая назначению…