Материальная база

Проведение лечебной физической культуры с больными детьми требует определенной материальной базы, обеспечивающей условия применения ее средств и оптимальный эффект.

Кабинет лечебной физкультуры — специально оборудованное помещение для малогрупповых и индивидуальных занятий с больными детьми. Он открывается в каждом отделении, где в комплексной терапии больных применяется лечебная физкультура. В соответствии с гигиеническими требованиями такой кабинет должен иметь хорошее естественное освещение, окна, защищенные решеткой или жалюзи, легко обрабатываемый нескользкий пол палубного типа с ковровым покрытием. Общая площадь кабинета устанавливается из расчета 4м2 на одного занимающегося ребенка, т. е. должна составлять не менее 20-24 м2.

Отделение лечебной физкультуры развертывается в санаториях, реабилитационных центрах и крупных детских больницах и поликлиниках. В состав отделения входит гимнастический зал для групповых занятий площадью от 40 до 60 м2, кабинеты лечебной физкультуры для малогрупповых и индивидуальных занятий, один из которых оборудуется для детей дошкольного возраста.

Кроме того, в отделении лечебной физкультуры предусматриваются комнаты для проведения массажа, подсобные помещения, душевые, кабинеты врачей, инструкторов, заведующего отделением и лаборатории функциональной диагностики в соответствии с профилем лечебного учреждения. В последние годы в связи с развитием реабилитационного направления в педиатрии на базе отделений лечебной физкультуры, объединяемых с физиотерапевтическими и отделением функциональной диагностики, развертываются отделения или блоки реабилитации.

В этом случае для увеличения пропускной способности отделения расположение залов, кабинетов и других функциональных подразделений должно учитывать поток больных. Физкультурные площадки, дорожки, мини-стадионы устраиваются на открытом воздухе с учетом возрастного состава больных и задач лечебного учреждения. На них устанавливается стационарное оборудование: лесенки, бревна, стенки и другие предметы, используемые во время занятий и игр.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Прыжки — основное движение ациклического типа. При прыжках отсутствует повторение одинаковых действий, а весь процесс его выполнения составляет единое движение, в котором можно различить три фазы: подготовительную в виде размаха, приседания или разбега, основную — отталкивание и полет, заключительную — приземление. Во всех фазах требуются сложная координация движений, сочетание сильных, но кратковременных мышечных усилий с…


Во время массажа на организм ребенка действуют не только механические раздражения, но и тепло рук массажиста, а сам характер механического воздействия может изменяться в зависимости от силы надавливания, направления движения и т. д. Механическое и тепловое воздействие на ткани массируемой области приводит к образованию в них биологически активных веществ типа гистамина, ацетилхолина, к связанным с…


Воздух — наиболее привычный, постоянно действующий фактор окружающей среды. Физические свойства воздуха, его газовый и ионный состав, температура оказывают определенное действие на организм ребенка, используемое при закаливании. Его начинают с воздушных ванн в помещении при температуре для детей до года 22 °С, от 1 года до 3 —20—21 °С, до 7 лет- 18 — 20…


Большую роль для поддержания нагрузки средней интенсивности играют упражнения циклического характера — ходьба, в дальнейшем бег и поскоки, у детей раннего и дошкольного возраста — лазание. Нагрузки средней интенсивности, адекватные возможностям больного организма, хорошо переносятся детьми, не вызывают субъективных жалоб, не сопровождаются появлением внешних признаков утомления. С помощью нагрузок средней интенсивности решаются лечебные задачи восстановления нарушенной…


К 6 годам появляется навык пружинистого приземления при прыжке с перекатом с носка на пятку или с пятки на носок, но он наблюдается не у всех детей, мягкость приземления вырабатывается медленно, координация движений при толчке, полете и приземлении зависит от длительности и характера применяемых упражнений. Из возрастных физиологических особенностей ребенка дошкольного возраста, безусловно, учитываемых в…