Конспект занятия лечебной физкультуры

Конспект занятия лечебной физкультуры — основной рабочий документ для проведения лечебной физкультуры с больными детьми. Он составляется инструктором для всех занятий с больными детьми, проводимых любым способом. Для составления конспектов и ведения другой лечебной и лечебно-педагогической документации в рабочем времени инструктора предусматривается ежедневно до 2 ч.

Хорошо продуманный и тщательно составленный конспект — гарантия планомерного применения у больного намеченных врачом средств. В работе над конспектом инструктор использует назначения врача по лечебной физкультуре, схему занятий, разработанную для данного заболевания, карты больных, лечащихся в кабинете лечебной физкультуры, список детей, на нее назначенных.

Конспект занятий составляется для одного или нескольких больных, в зависимости от того, каким способом оно будет проводиться. Инструктор лечебной физкультуры должен хорошо представлять особенности каждого ребенка на основе как медицинской документации, так и личных наблюдений и бесед с лечащим врачом и врачом по лечебной физкультуре. Хотя конспект составляется в произвольной форме, выработанной в результате личного опыта и опыта работы отделения лечебной физкультуры, однако некоторые части такого конспекта обязательны.

К ним относятся наименование, список больных с указанием диагноза и возраста, перечисление задач лечебной физкультуры (в том числе индивидуальных), специальных, общих и дополнительных средств для решения последних. Основной частью конспекта является описание самого занятия в той последовательности, в какой оно проводится. Описание занятия дается в виде таблицы с указанием порядкового номера, исходного положения, характеристики каждого упражнения, числа его повторений. Для приемов массажа и подвижных игр отмечается время их выполнения.

Разработка конспектов занятий — весьма важный раздел работы инструктора, позволяющий гибко индивидуализировать подбор намечаемых лечебных средств. Для этого составлению конспекта должен предшествовать анализ проведенных занятий, в результате которого выясняются полнота решения лечебных задач, активность участвующих в занятии детей, затруднения в выполнении упражнений, неблагоприятные реакции и т. д.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Лазание, так же как ходьба и бег, относится к основным движениям циклического типа с широким вовлечением в работу многих мышечных групп. В связи с этим лазание, ползание и их разновидности (подлезание, перелезание, влезание, пролезание) способствуют развитию мышц туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб. Двигательный навык ползания начинает развиваться на 5-м месяце…


Массаж — средство лечебной физкультуры, использующее местное и рефлекторное действие дозированных механических раздражений участков тела специальными приемами. Эти приемы выполняются руками массажиста или специальными аппаратами, вызывая в первую очередь возбуждение механорецепторов. К ним относятся распространенные по всему телу рецепторы кожи, раздражаемые прикосновением, давлением, ударами и пр., рецепторы мышечно-суставного чувства (проприорецепторы) и рецепторы внутренних органов (интерорецепторы),…


Капилляры кожи у детей имеют более широкий просвет и расположены поверхностнее. При анатомических предпосылках к легкому охлаждению или перегреву тела ребенок отличается незаконченностью и функциональным несовершенством нервно-рефлекторной регуляции температуры тела. Закаливающие процедуры, адекватные физиологическим возможностям терморегуляции, способствуют ее совершенствованию. В результате систематического влияния закаливающих процедур увеличивается скорость ответных реакций вазомоторов кожных сосудов, совершенствуются рефлекторные ответные…


Суммарная физическая нагрузка при выполнении всех упражнений и подвижных игр во время проведения занятий либо других форм лечебной физкультуры по своей интенсивности делится на три степени: малую, среднюю и большую. Малая нагрузка достигается использованием в занятиях хорошо знакомых ребенку и освоенных элементарных движений за счет малых и средних мышечных групп. Число повторений — не более 3-4,…


На 6—7-м годах жизни все двигательные навыки характеризуются большей точностью. Ходьба становится координированной, исчезают лишние движения, длина шага еще более возрастает, шаги равномерны, постановка стоп, перекат с пятки на носок, движения рук приближаются к физиологической норме. Дефекты ходьбы у больных детей либо при задержке физического развития у детей старшего дошкольного возраста особенно заметны, так как…