Планирование работы по лечебной физкультуре

Планирование работы по лечебной физкультуре — раздел деятельности кабинетов и отделений лечебной физкультуры, предусматривающий регламентацию действий всех сотрудников подразделения для решения лечебных и реабилитационных задач.

Кроме того, планирование обеспечивает целенаправленность, последовательность и систематичность как применения средств лечебной физкультуры у больных, так и работы инструкторов, методистов и врачей. Ежедневная работа персонала отделения и кабинетов лечебной физкультуры планируется в соответствии с табельными обязанностями, перечисленными в соответствующих должностных инструкциях.

Учитывая конкретный состав больных, инструктор лечебной физкультуры ведет рабочую тетрадь (дневник), в которой планирует все формы деятельности: специальные занятия, утреннюю гимнастику, руководство самостоятельно выполняемыми индивидуальными назначениями и т. д. Такое планирование позволяет инструктору точно распределить свое время, обеспечивает систематичность и последовательность применения лечебной физкультуры у больных детей. В дневнике инструктора предусматривается время для каждой формы работы по лечебной физкультуре, ведения документации, санитарного просвещения, бесед с родителями, повышения квалификации и т. д.

Конкретное планирование работы врача и методиста по лечебной физкультуре предусматривает обходы больных, проведение врачебно-педагогических наблюдений, функциональных исследований, работу с инструкторами, ведение документации, повышение профессионального уровня и т. д.

Важнейшим разделом конкретного плана является ежедневная и последовательная работа с больными детьми — оценка степени решения поставленных лечебных задач, особенности частной методики, эффективность лечебной физкультуры у каждого курируемого больного и т. д. Особым видом планирования работы врачей, методистов и инструкторов является перспективное планирование, учитывающее периодизацию лечебного применения средств лечебной физкультуры.

В процессе комплексного лечения и реабилитации часть лечебных задач оказывается решенной ранее других, в то же время в связи с изменением течения болезни возможно более усиленное внимание к решению отдельных задач, а также возникновение новых.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Упражнения силовые, скоростно-силовые, в статическом напряжении — гимнастические упражнения с произвольно изменяемой величиной мышечного напряжения. К силовым относятся такие, при которых величина мышечного напряжения достигает 70% от максимально возможного. При скоростных упражнениях мышечное напряжение не превышает 20 % максимального, но зато проводится в быстром темпе. Реже у детей используются статические силовые упражнения, однако они весьма…


Игры большой подвижности сопровождаются физической нагрузкой средней и выше средней интенсивности. Они широко используются на общем двигательном режиме больниц и в санаториях, а также в составе занятий лечебной физкультурой в поликлиниках. К ним относятся широко известные детям «пятнашки», или «салки», «кошки-мышки», «лапта», «чижик», «горелки», «казаки-разбойники» и др. Эмоции, возникающие у детей во время подвижных игр,…


Пальцевое воздействие на точки известно давно. Еще в древности при лечении детей вместо иглоукалывания применяли надавливание на точку пальцем (метод прессации, пальцевой чжень). В настоящее время ряд авторов из разных стран для улучшения функций опорно-двигательного аппарата у взрослых и детей, у больных и спортсменов рекомендуют применение точечного массажа по так называемым БАТ. Являясь разновидностью чжень-цзю-терапии,…


Это важнейшее правило методики лечебной физкультуры в детской клинике. Благодаря такому подбору удается предупредить возможную задержку в развитии двигательной сферы ребенка, обеспечить соответствие средств лечебной физкультуры важнейшему дидактическому принципу доступности. По возрасту должны подбираться не только общеразвивающие, но и специальные упражнения, а также подвижные игры. Для правильного подбора и анализа намечаемых с точки зрения возраста…


На 2-м году у ребенка происходят значительные сдвиги в развитии речи, он овладевает элементарными навыками основных движений и способами действий с предметами. Между 1 годом и 1 годом 6 мес развивается ходьба; она характеризуется множеством сопутствующих движений рук, раскачиванием туловища, наклоном его вперёд, согнутыми в коленях ногами, короткими и неравномерными шагами, быстрой потерей равновесия. Ползание…