Периодизация лечебного курса

Периодизация лечебного курса и перспективное планирование отражают эти изменения, а также учитывают возрастающую адаптацию организма ребенка к физической нагрузке, изменения лечебно-охранительного режима и его двигательного содержания. Весь курс лечебной физкультуры для каждого больного делится на три периода: вводный, основной и заключительный.

Вводный период состоит из 3 — 5 занятий, во время которых уточняются как задачи лечения, так и соответствие подобранных средств возможностям больного ребенка. Инструктор совместно с врачом определяет уровень двигательных умений, характер и тип психомоторных нарушений. Во вводном периоде решаются в первую очередь задачи компенсации нарушенных функций, адаптации организма ребенка к новым условиям.

Если ребенок находится в санатории, реабилитационном центре или на лечении в поликлинике, то цель вводного периода — адаптация ребенка к детскому коллективу. В основном периоде лечебного курса, занимающем большую часть пребывания ребенка в данном учреждении, должны быть решены все лечебные задачи, соответствующие возможностям выбранных средств и установленному лечебному (реабилитационному) потенциалу.

В стационаре основной период начинается с момента стихания острых явлений или обострения, в поликлинике — с момента отработки методики занятий. Возможности использования средств лечебной физкультуры расширяются на этапах выздоровления и остаточных явлений, что предусматривается соответствующими разделами ее плана в основном периоде лечебного курса. Заключительный период необходим для завершения лечения и для планового перехода к обычному физическому воспитанию.

При стойких органических и функциональных изменениях заключительный период курса лечебной физкультуры обеспечивает переход к новому этапу лечения или реабилитации в условиях другого лечебно-профилактического учреждения или домашних. На основе периодизации лечебного курса врач разрабатывает перспективный план-схему на весь период пребывания ребенка в данном лечебном или санаторном учреждений, предусматривающий очередность решения лечебных задач, постепенное расширение двигательного режима, критерии перевода с одного этапа на другой и т. д.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Лазание, так же как ходьба и бег, относится к основным движениям циклического типа с широким вовлечением в работу многих мышечных групп. В связи с этим лазание, ползание и их разновидности (подлезание, перелезание, влезание, пролезание) способствуют развитию мышц туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб. Двигательный навык ползания начинает развиваться на 5-м месяце…


Массаж — средство лечебной физкультуры, использующее местное и рефлекторное действие дозированных механических раздражений участков тела специальными приемами. Эти приемы выполняются руками массажиста или специальными аппаратами, вызывая в первую очередь возбуждение механорецепторов. К ним относятся распространенные по всему телу рецепторы кожи, раздражаемые прикосновением, давлением, ударами и пр., рецепторы мышечно-суставного чувства (проприорецепторы) и рецепторы внутренних органов (интерорецепторы),…


Капилляры кожи у детей имеют более широкий просвет и расположены поверхностнее. При анатомических предпосылках к легкому охлаждению или перегреву тела ребенок отличается незаконченностью и функциональным несовершенством нервно-рефлекторной регуляции температуры тела. Закаливающие процедуры, адекватные физиологическим возможностям терморегуляции, способствуют ее совершенствованию. В результате систематического влияния закаливающих процедур увеличивается скорость ответных реакций вазомоторов кожных сосудов, совершенствуются рефлекторные ответные…


Суммарная физическая нагрузка при выполнении всех упражнений и подвижных игр во время проведения занятий либо других форм лечебной физкультуры по своей интенсивности делится на три степени: малую, среднюю и большую. Малая нагрузка достигается использованием в занятиях хорошо знакомых ребенку и освоенных элементарных движений за счет малых и средних мышечных групп. Число повторений — не более 3-4,…


На 6—7-м годах жизни все двигательные навыки характеризуются большей точностью. Ходьба становится координированной, исчезают лишние движения, длина шага еще более возрастает, шаги равномерны, постановка стоп, перекат с пятки на носок, движения рук приближаются к физиологической норме. Дефекты ходьбы у больных детей либо при задержке физического развития у детей старшего дошкольного возраста особенно заметны, так как…