Периодизация лечебного курса
Периодизация лечебного курса и перспективное планирование отражают эти изменения, а также учитывают возрастающую адаптацию организма ребенка к физической нагрузке, изменения лечебно-охранительного режима и его двигательного содержания. Весь курс лечебной физкультуры для каждого больного делится на три периода: вводный, основной и заключительный.
Вводный период состоит из 3 — 5 занятий, во время которых уточняются как задачи лечения, так и соответствие подобранных средств возможностям больного ребенка. Инструктор совместно с врачом определяет уровень двигательных умений, характер и тип психомоторных нарушений. Во вводном периоде решаются в первую очередь задачи компенсации нарушенных функций, адаптации организма ребенка к новым условиям.
Если ребенок находится в санатории, реабилитационном центре или на лечении в поликлинике, то цель вводного периода — адаптация ребенка к детскому коллективу. В основном периоде лечебного курса, занимающем большую часть пребывания ребенка в данном учреждении, должны быть решены все лечебные задачи, соответствующие возможностям выбранных средств и установленному лечебному (реабилитационному) потенциалу.
В стационаре основной период начинается с момента стихания острых явлений или обострения, в поликлинике — с момента отработки методики занятий. Возможности использования средств лечебной физкультуры расширяются на этапах выздоровления и остаточных явлений, что предусматривается соответствующими разделами ее плана в основном периоде лечебного курса. Заключительный период необходим для завершения лечения и для планового перехода к обычному физическому воспитанию.
При стойких органических и функциональных изменениях заключительный период курса лечебной физкультуры обеспечивает переход к новому этапу лечения или реабилитации в условиях другого лечебно-профилактического учреждения или домашних. На основе периодизации лечебного курса врач разрабатывает перспективный план-схему на весь период пребывания ребенка в данном лечебном или санаторном учреждений, предусматривающий очередность решения лечебных задач, постепенное расширение двигательного режима, критерии перевода с одного этапа на другой и т. д.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
К ним относится большая группа упражнений в основных жизненно необходимых двигательных действиях естественного типа. Основные движения включают способы передвижения (ползание, ходьба, бег), прыжки, метание, лазание, используемые в естественных условиях. В лечебной физкультуре формирование навыков основных движений осуществляется при необходимости ликвидации задержки в развитии, ряде заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Включение основных движений в содержание…
Сюжетные подвижные игры связаны с условным изображением знакомых для ребенка образов и действий: часики, автомобили, кошки и мышки, воробьи, охотник и лиса и г. п., прогулка в лесу, переход через болото, стирка белья. Несюжетные подвижные игры содержат двигательное задание, их цель: быстрее перестроиться, догнать одного из играющих, собрать мячи, передать эстафету. К несюжетным играм относятся…
Применение массажа у детей раннего возраста имеет ряд особенностей, связанных с его использованием в качестве средства физического воспитания у здоровых детей и более широкими возможностями сочетания с физическими упражнениями для решения лечебных задач при заболеваниях и травмах. Тактильные раздражения при массаже оказывают положительное влияние на развитие ребенка. Так, психологи связывают с воздействием поглаживающего массажа возникновение…
Под этим термином подразумевают суммарные физиологические «затраты» организма больного ребенка на мышечную работу при выполнении физических упражнений. В методике лечебной физкультуры дозировка физической нагрузки занимает ведущее место, во многом определяя лечебный эффект от подобранных средств. Способы регулирования физической нагрузки обеспечивают оптимальные сдвиги в организме для восстановления здоровья и изменения функциональных показателей в нужном направлении. Физическая…
На 3-м году жизни возрастает общая двигательная активность (и потребность в движениях), происходит дальнейшее развитие навыков основных движений ходьбы, лазания, бросания и метания, возникают бег, новые элементы прыжка: дети спрыгивают с небольшой высоты, три подпрыгивании вверх слегка отрывают ноги от опоры. Основными формами лечебной физкультуры с детьми на 3-м году жизни уже становятся специальное занятие…
