Периодизация лечебного курса

Периодизация лечебного курса и перспективное планирование отражают эти изменения, а также учитывают возрастающую адаптацию организма ребенка к физической нагрузке, изменения лечебно-охранительного режима и его двигательного содержания. Весь курс лечебной физкультуры для каждого больного делится на три периода: вводный, основной и заключительный.

Вводный период состоит из 3 — 5 занятий, во время которых уточняются как задачи лечения, так и соответствие подобранных средств возможностям больного ребенка. Инструктор совместно с врачом определяет уровень двигательных умений, характер и тип психомоторных нарушений. Во вводном периоде решаются в первую очередь задачи компенсации нарушенных функций, адаптации организма ребенка к новым условиям.

Если ребенок находится в санатории, реабилитационном центре или на лечении в поликлинике, то цель вводного периода — адаптация ребенка к детскому коллективу. В основном периоде лечебного курса, занимающем большую часть пребывания ребенка в данном учреждении, должны быть решены все лечебные задачи, соответствующие возможностям выбранных средств и установленному лечебному (реабилитационному) потенциалу.

В стационаре основной период начинается с момента стихания острых явлений или обострения, в поликлинике — с момента отработки методики занятий. Возможности использования средств лечебной физкультуры расширяются на этапах выздоровления и остаточных явлений, что предусматривается соответствующими разделами ее плана в основном периоде лечебного курса. Заключительный период необходим для завершения лечения и для планового перехода к обычному физическому воспитанию.

При стойких органических и функциональных изменениях заключительный период курса лечебной физкультуры обеспечивает переход к новому этапу лечения или реабилитации в условиях другого лечебно-профилактического учреждения или домашних. На основе периодизации лечебного курса врач разрабатывает перспективный план-схему на весь период пребывания ребенка в данном лечебном или санаторном учреждений, предусматривающий очередность решения лечебных задач, постепенное расширение двигательного режима, критерии перевода с одного этапа на другой и т. д.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Катание на коньках — циклический вид спортивного движения, при котором в работу вовлекаются преимущественно мышцы нижних конечностей. Коньки обычно используются в лечебно-профилактических учреждениях санаторного типа, их применение способствует улучшению координации движений, закаливанию, повышению физической работоспособности, а также воспитанию двигательных качеств и воли ребенка. Упражнения в передвижении на коньках используют при наличии соответствующих гигиенических условий, точно…


К массажисту предъявляются следующие требования: знание особенностей заболевания и понимание поставленных лечебных задач, безупречное владение техникой массажа, развитие тактильной чувствительности и тонкости осязания для определения состояния кожи, подкожных образований и тонуса мышц и их изменения под влиянием массажа. При выполнении приемов нужно придать массируемой части тела наиболее выгодное положение, обеспечивающее сближение начала и прикрепления массируемых…


Важной стороной стимулирующего эффекта физических упражнений, подвижных игр и регламентируемой двигательной деятельности является выравнивание усиливающегося при патологии гетерохронизмаморфофункциональных систем. По мнению академика П. К. Анохина, неравномерность созревания упомянутых систем — один из важнейших факторов развития в онтогенезе. В обычных условиях развития здорового ребенка каждая динамическая функциональная система объединяет физиологические структуры, находящиеся на разных стадиях морфологического…


Утренняя гимнастика (утренняя гигиеническая гимнастика, утренняя зарядка) — форма применения лечебной физкультуры, обеспечивающая плавный переход от сна к бодрствованию, организующее и стимулирующее воздействие на детский организм. Она проводится в соответствии с режимом дня детского отделения больницы, санатория или реабилитационного центра в специально отведенные часы. Во время утренней гимнастики обычно объединяются дети близких возрастных групп, находящиеся…


Средства лечебной физкультуры и формы их применения в школьном возрасте используются в полном объеме. Длительность занятий доводится до 35-45 мин (школьный урок). Что касается методики проведения занятий, то должна учитываться необходимость создания условий для продолжающегося формирования двигательных навыков и улучшения их качества: наличие отдельного хорошо оборудованного кабинета или зала, необходимых пособий и оборудования, отсутствие посторонних…