Эффективность лечебной физкультуры

Качество лечебных и реабилитационных мероприятий определяется прежде всего возможностью оценки эффективности как отдельных средств комплексной терапии, так и лечения в целом. Возможность такой оценки становится реальной при конкретизации лечебных задач, так как при этом возникают критерии определения эффективности по достижению поставленной цели. Наиболее важным критерием остается, безусловно, положительная динамика клинической картины болезни или травмы. Отсюда следует, что эффективность лечебной физкультуры также устанавливается с учетом динамики болезни на основании данных постоянного клинического наблюдения.

Следовательно, к объективным показателям эффективности избранного лечения относятся улучшение общего состояния, исчезновение жалоб, субъективных и объективных показателей остроты процесса, нормализация температуры, постепенная нормализация отклонений, регистрируемых в отдельных системах и органах, нормализация роста и развития ребенка в целом. Более точное представление о положительных клинических сдвигах врач может получить путем объективной их регистрации по отдельным группам поставленных лечебных задач, например, в периоде развития воспалительных изменений в легких и постановки задачи уменьшения воспаления либо ускорения обратного развития воспаления на основании уменьшения клинических и рентгенологических признаков пневмонического процесса, при постановке лечебной задачи ускорения консолидации костных отломков при переломе костей — на основании клинических, рентгенологических и иных признаков развития костной мозоли и т. п.

Другим важным критерием эффективности лечебного применения средств лечебной физкультуры является положительная динамика функциональных показателей. Это особенно ценно для лечебной физкультуры, воздействие которой на функцию пораженных органов и систем ярко выражено. С упомянутой точки зрения, эффективность оценивается по динамике функциональных показателей, регистрируемых в покое на разных этапах лечения, и (что еще очень важно) по динамике этих же показателей при различных нагрузках.

В последнем случае врач получает объективные данные о расширяющемся диапазоне функциональных возможностей больного организма и о тренирующем действии средств лечебной физкультуры. Интегральным показателем восстановления ряда функциональных систем является показатель физической работоспособности, определяемый как прямыми методами, так и косвенно с использованием непредельных нагрузок.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Лазание, так же как ходьба и бег, относится к основным движениям циклического типа с широким вовлечением в работу многих мышечных групп. В связи с этим лазание, ползание и их разновидности (подлезание, перелезание, влезание, пролезание) способствуют развитию мышц туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб. Двигательный навык ползания начинает развиваться на 5-м месяце…


Массаж — средство лечебной физкультуры, использующее местное и рефлекторное действие дозированных механических раздражений участков тела специальными приемами. Эти приемы выполняются руками массажиста или специальными аппаратами, вызывая в первую очередь возбуждение механорецепторов. К ним относятся распространенные по всему телу рецепторы кожи, раздражаемые прикосновением, давлением, ударами и пр., рецепторы мышечно-суставного чувства (проприорецепторы) и рецепторы внутренних органов (интерорецепторы),…


Капилляры кожи у детей имеют более широкий просвет и расположены поверхностнее. При анатомических предпосылках к легкому охлаждению или перегреву тела ребенок отличается незаконченностью и функциональным несовершенством нервно-рефлекторной регуляции температуры тела. Закаливающие процедуры, адекватные физиологическим возможностям терморегуляции, способствуют ее совершенствованию. В результате систематического влияния закаливающих процедур увеличивается скорость ответных реакций вазомоторов кожных сосудов, совершенствуются рефлекторные ответные…


Суммарная физическая нагрузка при выполнении всех упражнений и подвижных игр во время проведения занятий либо других форм лечебной физкультуры по своей интенсивности делится на три степени: малую, среднюю и большую. Малая нагрузка достигается использованием в занятиях хорошо знакомых ребенку и освоенных элементарных движений за счет малых и средних мышечных групп. Число повторений — не более 3-4,…


На 6—7-м годах жизни все двигательные навыки характеризуются большей точностью. Ходьба становится координированной, исчезают лишние движения, длина шага еще более возрастает, шаги равномерны, постановка стоп, перекат с пятки на носок, движения рук приближаются к физиологической норме. Дефекты ходьбы у больных детей либо при задержке физического развития у детей старшего дошкольного возраста особенно заметны, так как…