Эффективность лечебной физкультуры

Качество лечебных и реабилитационных мероприятий определяется прежде всего возможностью оценки эффективности как отдельных средств комплексной терапии, так и лечения в целом. Возможность такой оценки становится реальной при конкретизации лечебных задач, так как при этом возникают критерии определения эффективности по достижению поставленной цели. Наиболее важным критерием остается, безусловно, положительная динамика клинической картины болезни или травмы. Отсюда следует, что эффективность лечебной физкультуры также устанавливается с учетом динамики болезни на основании данных постоянного клинического наблюдения.

Следовательно, к объективным показателям эффективности избранного лечения относятся улучшение общего состояния, исчезновение жалоб, субъективных и объективных показателей остроты процесса, нормализация температуры, постепенная нормализация отклонений, регистрируемых в отдельных системах и органах, нормализация роста и развития ребенка в целом. Более точное представление о положительных клинических сдвигах врач может получить путем объективной их регистрации по отдельным группам поставленных лечебных задач, например, в периоде развития воспалительных изменений в легких и постановки задачи уменьшения воспаления либо ускорения обратного развития воспаления на основании уменьшения клинических и рентгенологических признаков пневмонического процесса, при постановке лечебной задачи ускорения консолидации костных отломков при переломе костей — на основании клинических, рентгенологических и иных признаков развития костной мозоли и т. п.

Другим важным критерием эффективности лечебного применения средств лечебной физкультуры является положительная динамика функциональных показателей. Это особенно ценно для лечебной физкультуры, воздействие которой на функцию пораженных органов и систем ярко выражено. С упомянутой точки зрения, эффективность оценивается по динамике функциональных показателей, регистрируемых в покое на разных этапах лечения, и (что еще очень важно) по динамике этих же показателей при различных нагрузках.

В последнем случае врач получает объективные данные о расширяющемся диапазоне функциональных возможностей больного организма и о тренирующем действии средств лечебной физкультуры. Интегральным показателем восстановления ряда функциональных систем является показатель физической работоспособности, определяемый как прямыми методами, так и косвенно с использованием непредельных нагрузок.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Метание — движение ациклического типа, прикладной, скоростно-силовой вид физических упражнений. Метание, бросание и ловля предметов способствуют развитию и укреплению мышц верхних конечностей и грудной клетки, развитию ловкости и координации движений. Подготовительными к развитию двигательного навыка метания движениями являются бросание, катание мяча или других предметов. Развитие навыка начинается со 2-го полугодия жизни, когда ребенок выпускает из…


При этом, как правило, уровень артериального давления и частота сердечных сокращений существенно не увеличиваются, наоборот, наблюдаются урежение сердечного ритма, уменьшение периферического сопротивления. Даже легкие приемы массажа значительно ускоряют передвижение лимфы по сосудам и приток питательных веществ к тканям массируемого участка. Влияние массажа на лимфоток, уровень лимфоснабжения тканей объясняют трофический эффект, ибо лимфа обеспечивает тонкие процессы…


Закаливание водой — более энергичное воздействие, начинают его, как правило, после короткого курса закаливания воздухом. Водные процедуры разделяются на местные и общие. Для тех и других вода охлаждается постепенно, первые процедуры проводятся водой индифферентной температуры. У больных детей особенно важны постепенность и систематичность увеличения холодового действия воды, учитывая ее большую теплопроводность (в 30 раз больше,…


Использование различных средств лечебной физкультуры для решения лечебных, лечебно-воспитательных и реабилитационных задач возможно в различных формах, отражающих наиболее целесообразное включение ее в режим дня. В детских лечебно-профилактических учреждениях наиболее распространены специальные занятия лечебной физкультурой, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения и элементы лечебной физкультуры, включаемые в другие виды двигательной активности ребенка. При применении всех…


С большим трудом дети-дошкольники дифференцируют темп движения, поэтому сохранение ритма упражнений и их темпа лучше удается при сопутствующих дополнительных сигналах: ритмическое музыкальное сопровождение, четкая команда, метроном и т. п. У детей 5 —7-летнего возраста все большее значение приобретает вторая сигнальная система (действия по речевой команде, словесный инструктаж), в связи с чем объяснение предстоящих действий уже…