Эффективность лечебной физкультуры

Качество лечебных и реабилитационных мероприятий определяется прежде всего возможностью оценки эффективности как отдельных средств комплексной терапии, так и лечения в целом. Возможность такой оценки становится реальной при конкретизации лечебных задач, так как при этом возникают критерии определения эффективности по достижению поставленной цели. Наиболее важным критерием остается, безусловно, положительная динамика клинической картины болезни или травмы. Отсюда следует, что эффективность лечебной физкультуры также устанавливается с учетом динамики болезни на основании данных постоянного клинического наблюдения.

Следовательно, к объективным показателям эффективности избранного лечения относятся улучшение общего состояния, исчезновение жалоб, субъективных и объективных показателей остроты процесса, нормализация температуры, постепенная нормализация отклонений, регистрируемых в отдельных системах и органах, нормализация роста и развития ребенка в целом. Более точное представление о положительных клинических сдвигах врач может получить путем объективной их регистрации по отдельным группам поставленных лечебных задач, например, в периоде развития воспалительных изменений в легких и постановки задачи уменьшения воспаления либо ускорения обратного развития воспаления на основании уменьшения клинических и рентгенологических признаков пневмонического процесса, при постановке лечебной задачи ускорения консолидации костных отломков при переломе костей — на основании клинических, рентгенологических и иных признаков развития костной мозоли и т. п.

Другим важным критерием эффективности лечебного применения средств лечебной физкультуры является положительная динамика функциональных показателей. Это особенно ценно для лечебной физкультуры, воздействие которой на функцию пораженных органов и систем ярко выражено. С упомянутой точки зрения, эффективность оценивается по динамике функциональных показателей, регистрируемых в покое на разных этапах лечения, и (что еще очень важно) по динамике этих же показателей при различных нагрузках.

В последнем случае врач получает объективные данные о расширяющемся диапазоне функциональных возможностей больного организма и о тренирующем действии средств лечебной физкультуры. Интегральным показателем восстановления ряда функциональных систем является показатель физической работоспособности, определяемый как прямыми методами, так и косвенно с использованием непредельных нагрузок.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Это движение циклического типа, отличающееся от ходьбы наличием фазы полета, т. е. одновременного отрыва обеих ног от опоры. Положение стоп при беге по сравнению с ходьбой менее развернутое, более выражена перекрестная координация движений рук и ног. Бегать начинают в конце 2-го года жизни, а большинство детей на 3-м году, когда может быть зафиксирована фаза полета….


Включение подвижных игр в содержание занятий и в другие формы лечебной физкультуры предъявляет определенные требования к врачу и инструктору в их подборе и соблюдении некоторых методических приемов. К ним относится соответствие характера игры возрасту детей. Так, в раннем и дошкольном возрасте не применяется деление на команды и группы, основное значение приобретает подражание определенным действиям или…


При холодовом воздействии воздуха или воды адаптивные реакции направлены на сохранение постоянства температуры внутренней среды. Терморегуляция представляет собою сложный физиологический процесс, состоящий из физического и химического компонентов. К физической терморегуляции относится сохранение температуры тела за счет регулирования теплоотдачи с помощью сосудистых реакций кожи и внутренних органов. При расширении кожных сосудов увеличиваются приток крови к поверхности…


Для уменьшения физической нагрузки, облегчения мышечных усилий в методике лечебной физкультуры используются приемы облегчения и помощи. Наиболее простой из них — это помощь самого инструктора, поддерживающего конечность. Распространенный прием облегчения при упражнениях для туловища и конечностей — за счет использования силы тяжести в направлении движения. Например, наклон туловища вперед из исходного положения стоя облегчает работу…


Период от 3 до 7 лет представляет собою дошкольный возраст, отличающийся от старших периодов детства более быстрым темпом развития. Для психики ребенка, развития его речи и моторики этот период особенно продуктивен. К 3 годам нормально развивающийся ребенок владеет почти всеми основными движениями и начинает их реализовать в свободной двигательной деятельности. В течение всего дошкольного возраста…