Частота сердечных сокращений

Частота сердечных сокращений — более лабильный показатель по сравнению с другими функциональными характеристиками, поэтому в периоде врабатывания другие функциональные показатели могут отставать от частоты пульса.

Таким образом, суждение о соответствии пульса (физиологической кривой) другим физиологическим сдвигам в детском организме наиболее достоверно на фоне средней интенсивности физической работы при сохранившейся адаптации сердечнососудистой системы к нагрузке. Частота сердечных сокращений при нагрузках средней интенсивности колеблется от 120—130 до 150—160 в 1 мин.

При пульсе до 120 в 1 мин физическая нагрузка считается ниже средней интенсивности, а при увеличении частоты сокращений сердца более 160 в 1 мин — выше средней интенсивности. При учащении пульса до 170—180 в 1 мин нагрузка достигает субмаксимальной и максимальной интенсивности.

Подсчет пульса для построения физиологической кривой проводится на лучевой артерии либо на шейных артериях отрезками по 10 с. Частота сердечных сокращений определяется сразу после выполнения ребенком какого-либо упражнения, что дает возможность практически иметь представление о реакции организма во время нагрузки.

Пальпаторная оценка и подсчет пульса во время физической работы требуют от врача определенных навыков. Конечно, наиболее объективны данные о частоте сердечных сокращений, получаемые с помощью пульсотахометра или электрокардиографа. Данные заносятся в рабочую табличку, где отмечаются время измерения пульса и частота, которая здесь и приводится. Для построения графика физиологической кривой пользуются таблицей.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Это движение циклического типа, отличающееся от ходьбы наличием фазы полета, т. е. одновременного отрыва обеих ног от опоры. Положение стоп при беге по сравнению с ходьбой менее развернутое, более выражена перекрестная координация движений рук и ног. Бегать начинают в конце 2-го года жизни, а большинство детей на 3-м году, когда может быть зафиксирована фаза полета….


Включение подвижных игр в содержание занятий и в другие формы лечебной физкультуры предъявляет определенные требования к врачу и инструктору в их подборе и соблюдении некоторых методических приемов. К ним относится соответствие характера игры возрасту детей. Так, в раннем и дошкольном возрасте не применяется деление на команды и группы, основное значение приобретает подражание определенным действиям или…


При холодовом воздействии воздуха или воды адаптивные реакции направлены на сохранение постоянства температуры внутренней среды. Терморегуляция представляет собою сложный физиологический процесс, состоящий из физического и химического компонентов. К физической терморегуляции относится сохранение температуры тела за счет регулирования теплоотдачи с помощью сосудистых реакций кожи и внутренних органов. При расширении кожных сосудов увеличиваются приток крови к поверхности…


Для уменьшения физической нагрузки, облегчения мышечных усилий в методике лечебной физкультуры используются приемы облегчения и помощи. Наиболее простой из них — это помощь самого инструктора, поддерживающего конечность. Распространенный прием облегчения при упражнениях для туловища и конечностей — за счет использования силы тяжести в направлении движения. Например, наклон туловища вперед из исходного положения стоя облегчает работу…


Период от 3 до 7 лет представляет собою дошкольный возраст, отличающийся от старших периодов детства более быстрым темпом развития. Для психики ребенка, развития его речи и моторики этот период особенно продуктивен. К 3 годам нормально развивающийся ребенок владеет почти всеми основными движениями и начинает их реализовать в свободной двигательной деятельности. В течение всего дошкольного возраста…