Методически правильно построенное занятие

Методически правильно построенное занятие, средства лечебной физкультуры, соответствующие лечебным задачам, правильно подобранная нагрузка могут обеспечить требуемую эффективность занятий.

Объективно судить о такой эффективности можно не только на основании длительных клинических и клинико-функциональных наблюдений, но и по результатам некоторых функциональных изменений сразу после занятий лечебной физкультурой. Естественно, что такие исследования должны быть доступны для проведения в условиях обычного кабинета или отделения лечебной физкультуры.

К таким функциональным исследованиям, проводимым при заболеваниях органов дыхания, относятся спирография, пневмотахометрия, выполняемые в покое перед занятием, сразу после его окончания и через 15 — 20 мин. Улучшение бронхиальной проходимости, рост резервных показателей дыхания, нормализация его, повышение коэффициента использования кислорода и другие благоприятные изменения могут свидетельствовать об эффективности проведенного занятия.

Наоборот, отсутствие ожидаемых сдвигов требует от врача выяснения причин неэффективности и, если при последующих наблюдениях он убеждается в том, что это связано с неправильным выбором средств или дозировкой нагрузки, следует произвести оперативную коррекцию методики лечебной физкультуры.

При заболеваниях сердечнососудистой системы наиболее информативными видами исследования являются электрокардиография, электрофонокардиография, в некоторых случаях дополняемые исследованием реакции на дозированную нагрузку. Для суждения о влиянии занятия лечебной физкультурой на опорно-двигательный аппарат применяют исследования тонуса мышц до и после занятия, скорости двигательных реакций, а также другие электрофизиологические исследования.

Функциональные исследования, проводимые для оценки эффективности лечебной физкультуры, подбираются в зависимости от характера пораженной системы, наиболее выраженных патологических сдвигов и возможностей отделения (кабинета) функциональной диагностики.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

К ним относятся гимнастические упражнения, физические упражнения прикладного характера, силовые, скоростно-силовые, в расслаблении, в сопротивлении, в равновесии и т. д. Гимнастические упражнения специальные, расчлененные движения, при которых достигается избирательное воздействие на определенные мышцы и физиологически связанные с ними внутренние органы. При выполнении гимнастических упражнений предусматриваются то или иное исходное положение, направление движения, его амплитуда, скорость,…


Как средство лечебной физической культуры занимают особое место как в физическом воспитании ребенка, так и в лечении, обеспечивая комплексное воздействие на его организм и высокую эмоциональность. Игра — специфический вид детской деятельности, а подвижная игра является сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль. Содержание подвижных игр составляют…


Вибрация включает такие приемы, при помощи которых в массируемой ткани возникают колебательные движения различной скорости и амплитуды. Слабая вибрация стимулирует двигательные функции, сильная же способствует понижению нервной возбудимости, а при определенной частоте оказывает обезболивающее действие, улучшая функцию внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Вибрация производится непрерывно и прерывисто, ее можно осуществлять в продольном, поперечном направлении, зигзагообразно,…


Методика лечебной физкультуры представляет собою совокупность практических приемов применения лечебных средств, направленных на оптимальное и наиболее быстрое решение лечебных и реабилитационных задач. Лечебная физкультура в детском возрасте, включая сочетание медицинского, педагогического и психологического воздействия на ребенка присущих ей средств, использует методику физического воспитания применительно к особенностям организма больного. Методика определяется прежде всего целями и задачами…


Лечебная физкультура с детьми 1-го года жизни проводится в виде индивидуальных занятий, при необходимости ребенок может получать и дополнительные, выполняемые родителями, допущенными к уходу за больным, назначения по лечебной физкультуре. Подбор упражнений соответствует возрастным особенностям развития движений. Как известно, у детей первых 3 мес жизни при нормальном развитии наблюдается физиологическая гипертония сгибательной мускулатуры, препятствующая назначению…