Непостоянство умственной деятельности маленьких детей

Вся умственная деятельность маленьких детей отличается непостоянством, легкой потерей направления, в котором ребенок начал решать задачу, неожиданными для взрослого выводами, вопросами и решениями.

Так, например, выслушав рассказ о подвиге Алексея Маресьева, дети задают как будто совершенно неожиданные и нелогичные, вопросы: «Как звали мальчиков, которые нашли Маресьева?» или «Что он им сказал?», «Какой самолет за ним послали?» и т. п.

Такое отсутствие последовательности в решении мыслительной задачи неизбежно приводит к ошибкам. Вся умственная деятельность ребенка носит характер «короткого замыкания», когда от заданного вопроса он делает прямой вывод к ответу, опуская все те условия, которые надо сопоставить и учесть при решении.

Например, дана загадка: «Я все знаю, всех учу, но сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, надо грамоте учиться».

Большинство детей старшего дошкольного возраста и первого — второго классов уверенно и быстро отвечают, что это говорится об учительнице: «Она все знает, всех учит». Хотя в тексте и сказано «но сама всегда молчу», это предложение опускается как несущественное. Именно таков подход младших школьников к решению поставленных перед ними познавательных задач.

Важной особенностью умственной деятельности маленьких детей является роль интереса. Детям в возрасте до 10 лет трудно заниматься тем, что им непонятно, скучно, неинтересно. Это трудно и взрослому, но он, сознавая необходимость дела, мобилизует свою волю. Ребенок на это не способен. Дети быстро отвлекаются, перестают думать, напряженность, характерная для всякого умственного труда, быстро спадает, и дети оказываются не в состоянии проявить волевое усилие, нужное для поиска.

Показателем умственного развития детей является не столько объем имеющихся знаний, сколько умение пользоваться ими «со знанием дела». Очень важна, конечно, и степень самостоятельности детей в нахождении путей решения новых задач.

От чего же зависит умственное развитие?

Советская наука и повседневная практика утверждают, что развитие любой способности ребенка происходит тогда, когда она упражняется.

Такое упражнение совершается в деятельности детей. Когда взрослые побуждают ребенка задуматься над тем новым, что он видит вокруг себя или в себе, будь то трещина на льду реки или распустившийся бутон, поступок человека или собственное переживание, уже тем самым они ставят его перед необходимостью работать умственно. Именно в такой деятельности и развиваются мыслительные способности детей.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…