Умственное развитие детей в раннем и дошкольном возрасте
Период раннего детства — чрезвычайно ответственный этап в жизни ребенка. Достаточно сравнить некоторые цифровые данные, чтобы убедиться в этом.
Как известно, органом мысли, органом всей психической деятельности человека является его головной мозг. Мозг новорожденного имеет массу 360 — 400 г, что составляет примерно 1/3 массы мозга взрослого человека (в среднем — 1400 г). К 2,5 — 3 годам масса мозга ребенка становится равной 800 — 900 г и лишь к 21 году достигает указанной выше нормы.
Конечно, степень умственного развития человека не определяется непосредственно массой его мозга. Исследования показали, что среди выдающихся ученых, писателей, изобретателей были люди, масса мозга которых значительно превышала средние данные.
Так, например, мозг И. С. Тургенева имел массу 2200 г. Но были столь же выдающиеся люди с малой массой мозга. Например, у президента АН СССР А. П. Карпинского мозг имел массу 1017 г, т. е. меньше, чем мозг обычного, ничем не проявившего себя в жизни человека.
В процессе развития ребенка, когда происходит рост мозговых клеток, когда быстро растут нервные волокна — проводящие пути, связывающие мозг с органами чувств и с мышцами, при сокращении которых совершаются различные движения, прирост массы мозга имеет огромное значение.
Как видно из приведенных данных, увеличение массы мозга человека идет крайне неравномерно и наиболее интенсивно в раннем возрасте. Таким образом, именно до школы дети развиваются особенно быстро.
И действительно, как много приобретает ребенок за первые 6 — 7 лет своей жизни! Он научился смотреть и слушать, брать предметы и действовать ими, стоять, ходить, бегать, прыгать, влезать, подлезать, спускаться и подниматься по лестнице.
Он овладевает десятками навыков и умений — пользоваться ложкой, вилкой, ножницами, иголкой, кисточкой, карандашом и др.
«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура
Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…
Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…
Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…
То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…
Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…