Дети многое узнают друг от друга

Дети многое узнают друг от друга, их представления уточняются, и игра развертывается интересно и разнообразно. Но не все дети умеют играть.

Научить их этому — важная задача. Такое обучение осуществляется разными приемами. Прежде всего воспитатель ведет детей туда, где они могут наблюдать труд взрослых — на стройку, в поле и т. д.

Но на экскурсии дети получают еще очень смутные представления. Когда же они проигрывают, что видели, то действиями и речью, искренними чувствами осмысливают и осваивают богатство полученных впечатлений.

Воспитатель лишь помогает распределить роли, подготовить нужные вещи: весы и гири для игры в магазин, продукты и другие предметы, которые можно вылепить из пластилина. Он приносит матросские шапочки, а ребята сами делают сигнальные флажки, рулевое колесо для игры в пароход.

Как много возможностей для развития у детей представлений, фантазии, мышления, высших человеческих чувств и разумной воли содержит игра!

Вася с Сережей поспорили. Сережа — капитан, он не разрешает Васе-коку «спуститься на берег». Ссора готова вспыхнуть, но воспитатель включается в игру: «Товарищ капитан, я заведую хозяйством на корабле. Продукты все кончились. Прошу командировать со мною повара на склад, чтобы отобрать все, что нужно для нашего рейса».

«Кто это так кричит на стройке? Бригадир — лучший строитель, а хорошие товарищи так не кричат на своих помощников!».

«Товарищ шофер, что у вас случилось с мотором? Вы так долго копаетесь в машине, что всем другим путь загородили. А тут три женщины с детьми торопятся к доктору. Подвезите их, пожалуйста». Костя соглашается, и Лена, Валя, Наташа, которые стояли в стороне с куклами в руках и не знали, как включиться в игру мальчиков, уже занимают места в «автобусе». Они едут к врачу. Взрослый подсказал роль и помог детям включиться в общую игру и развернуть ее.

В том и состоит развивающее значение хорошей творческой игры детей 3 — 6 лет, что в этой активной деятельности они все выполняют «как-будто», «по-нарошному», но живут по-настоящему. Ребенок проявляет свою фантазию, выдумку и вместе с товарищами создает в игре ту удивительную жизнь, которой живут взрослые люди. Эта жизнь так заманчива, так привлекательна!

В ней многое неясно, потому она еще интереснее. Эта возможность творчества привлекает ребят и делает для них игру незаменимым, никогда не надоедающим и наиболее любимым видом деятельности. Поэтому и в детском саду, и дома взрослые должны заботиться о том, чтобы дети имели место и время для игры.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…