Отношение родителей к учебе детей

Подготовка к школе и труд родителей и воспитателей в этом направлении могут оказаться совершенно бесполезными, если у ребенка не воспитан интерес к учению, желанию работать в школе вместе со своими сверстниками, заниматься трудным, интересным и обязательным делом.

Многие родители, настраивая детей, идущих в школу, требуют, чтобы они получали всегда только отличные отметки, и сердятся на ребят, если они не сразу приносят желанные «пятерки». Но ведь дети еще не умеют учиться.

Встречаются и такие родители, которые дают детям деньги за хорошие и даже посредственные оценки.

Другие еще до поступления ребенка в школу обещают ему при хорошей учебе всякие блага: он станет знаменитым ученым или большим начальником и т. п.

«Будешь плохо учиться, станешь дворником, маляром, простым рабочим»
— внушают они. Такие родители совершают грубейшую ошибку, так как этим воспитывают у детей карьеризм, потребительское отношение к жизни, презрение к физическому труду и побуждают их учиться ради достижения эгоистических, меркантильных целей. И потом — главное ведь не в оценке «5».

Для детей, хорошо подготовленных к школе и умеющих самостоятельно и ответственно трудиться, высокая оценка служит выражением положительного отношения учителя к их труду. Именно за усилие, за добросовестное и серьезное отношение к своим обязанностям поощряют маленького ученика учителя, выставляя ему хорошую отметку.

Ну, а если ребенок слаб, легко теряется, неуверен в себе, если взрослые не научили его самостоятельно работать и он получает не очень хорошие отметки? Ругать за них, наказывать недопустимо. Он очень быстро потеряет веру в то, что может работать так же хорошо, как и отличники.

Учиться в школе — трудное дело. Чтобы ученик овладел им, взрослые должны ему помогать терпеливо и требовательно, чутко и всегда доброжелательно.

Следует особо подчеркнуть, что помогать детям вовсе не означает что-то делать за них. Поставить вопрос, напомнить условие задачи, навести на правильное решение и одобрить усилия ребенка — это и будет поддержкой в трудную для него пору школьной жизни.

Приучение к умственному труду в школе не является каким-то специальным участком общей образовательно-воспитательной работы, которую повседневно ведут родители в семье.

Просто надо, с одной стороны, хорошо знать требования школы и возможности своего ребенка, а с другой — отдавать себе ясный отчет в том, что все черты характера детей, все их способности, интересы и привычки складываются до того, как ребенок пошел в школу.

От того, как была организована его жизнь до 7 лет, каково было содержание его деятельности, каким образцам он подражал, каким правилам подчинялся, от той общей атмосферы, которая сложилась в семье и в детском саду, будет зависеть и общий уровень умственного развития и воспитанности ребенка, и, в частности, степень его подготовленности к школе.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…