Главная / Родителям о детях / Гигиена и закаливание здорового ребенка / Умственное и нравственное воспитание / Регламентирование времени домашней учебной работы школьника

Регламентирование времени домашней учебной работы школьника

Важно научить школьника правильно регламентировать время домашней учебной работы: чередовать виды занятий по разным предметам, делать десятиминутные перерывы после 45 — 50 мин работы, во время которых (благодаря несложным физическим упражнениям) улучшается кровообращение, снимается напряжение, дается отдых глазам.

Перерывы во время выполнения домашних заданий необходимы еще и потому, что длительное сидение за столом создает большую и утомительную статическую нагрузку на костно-мышечный аппарат ребенка, вызывающую повышение общей физической усталости.

Эти режимные моменты должны определяться с учетом закономерностей деятельности центральной нервной системы и учитываться при организации учебного труда ребенка в домашних условиях.

Для первоклассника, например, учебная работа, требующая относительно длительного сохранения сидячего положения и сосредоточения внимания, является большой нагрузкой. Для ребенка в 7 — 8 лет характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость в связи с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Внимание первоклассника может быть активным в течение 15 — 20 мин, после чего начинают появляться признаки утомления.

Первая фаза его выражается в двигательном беспокойстве — ребенок не сидит на месте, его внимание переключается на посторонние предметы.

Умственного переутомления у первоклассника не наступает. Если начавшееся утомление не снять переключением на другой вид работы, ребенок начинает зевать, потягиваться, с трудом сохраняет правильную позу.

Эта вялость, апатия, сонливость
— своеобразная защитная реакция организма. Преодолеть эту вторую фазу утомления волевым усилием первоклассник еще не способен.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…


Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…