Нравственное воспитание

Отношение к окружающемуЗадачей нравственного воспитания ребенка является развитие у него тех моральных качеств, которые составляют основу облика молодого человека, готового к активному и плодотворному участию в жизни общества, умеющего работать в коллективе, правильно относящегося к людям, т. е. гуманного, заботливого товарища, требовательного к другим и к себе, честного и принципиального.

Для хорошо воспитанного в нравственном отношении человека характерно трудолюбие, глубокая увлеченность тем делом, которое приносит пользу людям.

Нравственно воспитанный человек руководствуется в своем поведении не заученными нормами и правилами. Последние становятся для него внутренне своими, теми принципами, которые определяют, что можно делать, а что нельзя, что благородно, хорошо, а что плохо, позорно, гадко, унизительно.

Нравственно воспитанный человек — это патриот своей страны, защитник ее интересов, активный борец за процветание того дела, которому он служит.

Совершенно ясно, что эти общие для разных, но нравственно воспитанных людей качества вовсе не делают их одинаковыми. Все они по-разному (разумеется, в рамках общественной морали) проявляют свое отношение к людям, товарищам, обществу, так как, кроме общих черт, имеют и свои индивидуальные особенности.

Для нравственного воспитания ребенка основополагающее значение имеют прежде всего знания. Как может ребенок научиться беречь родную природу, не ломать деревьев, не топтать цветы, если он не знает, какого труда стоит вырастить даже небольшое дерево, ничего не слышал от взрослых о пользе леса, луга, водоема, не представляет, какое огромное значение для жизни народа и каждого отдельного человека имеет живая природа.

Рассказы о трудах выдающихся ученых нашей страны, о сделанных ими открытиях открывают глаза детям на то, что им казалось давно знакомым, но что они совсем не умели ценить.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…


Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…