Нравственное воспитание

Отношение к окружающемуЗадачей нравственного воспитания ребенка является развитие у него тех моральных качеств, которые составляют основу облика молодого человека, готового к активному и плодотворному участию в жизни общества, умеющего работать в коллективе, правильно относящегося к людям, т. е. гуманного, заботливого товарища, требовательного к другим и к себе, честного и принципиального.

Для хорошо воспитанного в нравственном отношении человека характерно трудолюбие, глубокая увлеченность тем делом, которое приносит пользу людям.

Нравственно воспитанный человек руководствуется в своем поведении не заученными нормами и правилами. Последние становятся для него внутренне своими, теми принципами, которые определяют, что можно делать, а что нельзя, что благородно, хорошо, а что плохо, позорно, гадко, унизительно.

Нравственно воспитанный человек — это патриот своей страны, защитник ее интересов, активный борец за процветание того дела, которому он служит.

Совершенно ясно, что эти общие для разных, но нравственно воспитанных людей качества вовсе не делают их одинаковыми. Все они по-разному (разумеется, в рамках общественной морали) проявляют свое отношение к людям, товарищам, обществу, так как, кроме общих черт, имеют и свои индивидуальные особенности.

Для нравственного воспитания ребенка основополагающее значение имеют прежде всего знания. Как может ребенок научиться беречь родную природу, не ломать деревьев, не топтать цветы, если он не знает, какого труда стоит вырастить даже небольшое дерево, ничего не слышал от взрослых о пользе леса, луга, водоема, не представляет, какое огромное значение для жизни народа и каждого отдельного человека имеет живая природа.

Рассказы о трудах выдающихся ученых нашей страны, о сделанных ими открытиях открывают глаза детям на то, что им казалось давно знакомым, но что они совсем не умели ценить.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…


Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….


Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…


Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…


Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…