Привычки

Необходимо выработать множество привычек повседневного поведения, чтобы ребенок, тем более подросток, юноша, не должен был каждый раз при встрече с чем-то необычным думать о том, хорошо это или плохо, как он должен отнестись к поведению товарища, поступить в том или другом случае.

Воспитанный человек привыкает к вежливому обращению с другими, у него вырабатывается привычка отвечать за свои слова. Если, например, встреча назначена в школе в 17 ч, он не может опоздать; если он взялся написать заметку в стенную газету о прошедшем празднике, заметка будет написана в срок. Такие привычки становятся чертами характера. А начинать вырабатывать их у ребенка надо с раннего детства.

Привычки складываются тогда, когда взрослые предъявляют детям одни и те же требования и строго следят за их выполнением.

При этом чрезвычайно важно, чтобы эти требования предъявляли все взрослые, воспитывающие ребенка: все члены семьи, воспитатель детского сада, учитель в школе. Только тогда ребенок воспримет их не как каприз мамы или учительницы, а как общеобязательные требования к нему и к каждому другому ученику.

Так, волей или неволей приходится вовремя садиться за уроки, переделывать то, что сразу сделал небрежно, кое-как, аккуратно убирать в шкаф свои вещи, обращаться вежливо с просьбой или благодарить за оказанную услугу, следить за своим внешним видом и т. д.

Только тогда, когда воспитатель заботится о передаче детям нужных знаний, своим примером и отношением формирует у них собственные оценки и суждения и упражняет в нравственных поступках, в нравственном поведении, он может успешно решить задачи нравственного воспитания. 

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…