Главная / Родителям о детях / Гигиена и закаливание здорового ребенка / Умственное и нравственное воспитание / Пути и методы нравственного воспитания в дошкольном возрасте

Пути и методы нравственного воспитания в дошкольном возрасте

В мире прекрасногоМы хотим, чтобы наши дети вырастали здоровыми и сильными, честными и справедливыми, аккуратными, жизнерадостными, настойчивыми и трудолюбивыми. Как отмечал великий русский хирург Н. И. Пирогов, все мыслители пришли к заключению, что воспитание нужно начинать с колыбели.

Уже говорилось, что решающую роль в воспитании детей играет окружающая среда. В педагогике существует понятие «микросреда». Это все то, что окружает человека, формируя его взгляды и убеждения, навыки и привычки.

В известном смысле человек — это его характер. Последний же создается воспитанием. Воспитание и самовоспитание сопутствуют человеку в течение всей его жизни. Ребенок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он воспитывается, от направленности и содержания самого воспитания.

Первым воспитателем ребенка с момента его рождения является семья. Умные, внимательные, чуткие и в то же время требовательные родители остаются друзьями и наставниками своих детей на всю жизнь.

Но вот малыш подрастает, и на него влияет новая обстановка — ясли, детский сад, школа.

Ширится его непосредственное окружение — семья, сверстники, товарищи по играм во дворе дома, по учебе в школе. И все это оказывает на него воспитательное воздействие. В том, насколько здоровый, положительный характер оно будет носить, очень многое зависит от родителей.

И пусть не обманываются те из них, кто вольно или невольно оправдывает свое педагогическое бездействие, свою беспомощность ссылкой на то, что черты характера их ребенка унаследованы от отца, матери, дедушек или бабушек.


В мире прекрасного

В мире прекрасного


Сплошь и рядом приходится слышать от матерей: «Весь в отца — такой же упрямый. Коль вобьет себе что-нибудь в голову, ничем не переубедишь».

Повторяем, воспитание ребенка — дело сложное, требующее определенных знаний, терпения, такта, выдержки, а главное — любви и внимания к детям, уважения их личности, понимания их интересов и потребностей, постоянного наблюдения над их развитием.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…


Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….


Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…


Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…


Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…