Единство слова и примера
Воспитание детей — не сумма каких-то общих правил, действительных во всех случаях жизни. Оно должно учитывать индивидуальные особенности ребенка и предполагает индивидуальный подход к нему.
И еще: воспитание, как, к сожалению, думают отдельные родители — это не назидание, не поучение, не одергивание, не приказание, а линия поведения, система требований и взаимоотношений в семье как определенном коллективе (так же, как в яслях, детском саду, школе, армии, на производстве). Огромное значение в деле воспитания ребенка имеет та нравственная атмосфера, которая его окружает изо дня в день.
С раннего возраста надо учить детей любить и понимать красоту природы
Наиболее ответственным периодом в воспитании личности А. С. Макаренко считал раннее детство. Именно в это время закладываются черты характера, формируются навыки, привычки, склонности. И если вследствие неправильного воспитания они негативны, отрицательны, исправить их в дальнейшем очень трудно, а порою и невозможно. Перевоспитание всегда требует во много раз большей затраты сил и терпения.
Когда А. Гайдара спросили, как вырастить детей, чтобы они были честными, смелыми, добрыми людьми, он ответил: «Но ведь это очень просто. Надо только самим быть честными, смелыми, добрыми». В этих словах глубокий смысл.
Первым воспитателем ребенка является семья, а главным методом воспитания — единство слова и личного примера родителей.
«Каков отец, таков молодец» — говорит народная поговорка.
Если ребенок не видит положительного примера или видит противоположное тому, о чем ему говорят на словах и что требуют от него, все усилия взрослых будут тщетными. Ничто так не влияет на детей, как личный пример взрослых.
Личный пример может проявляться в разных ситуациях, в большом и малом. Так, дети должны видеть, что отец благодарит мать за поданный обед, за выстиранную рубашку, за каждое выражение заботы о нем и, когда он сам свободен дома, наравне с матерью выполняет домашнюю работу.
Дети должны видеть, что поведение родителей проникнуто взаимным уважением и любовью, доброжелательностью, единством и четкостью требований друг к другу и к ним.
«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура
Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…
А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…
Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…
Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…
Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…