Воспитание честности

В каждом случае детской лжи и нечестности нужно внимательно разобраться. Нередко дети раннего (ясельного) возраста не всегда могут отличить события и действия, выдуманные ими, от действительно происходивших.

Двухлетний малыш возвратился домой после прогулки с отцом.
«Где ты был?», — спрашивает мама. «Гулял», — говорит малыш. «А где был папа?» «Ехал в автобусе», — отвечает мальчик. Для него эти события (папа гулял и одновременно ехал в автобусе) — совместимы. Назвать его ответ ложью нельзя.

Во многих случаях проявляется богатая фантазия малышей, особенно во время игры. Большей частью мотивы их выдумок бескорыстны. Иногда же, вместо невинной фантазии, появляется лживость. Как правило, она вызывается различными причинами, такими, как хвастовство, трусость, или другими отрицательными моментами.

В более старшем возрасте лживость — прямой результат неправильного воспитания, основанного, на страхе, боязни наказания. Некоторые родители бьют детей, нравственно уродуя их, калеча их психику. Не удивительно, что такие дети отличаются плохой дисциплиной, упрямством, лживостью.

Надо добиваться, чтобы дети делились с родителями всеми своими радостями и неудачами, доверяли им и не скрывали своих проступков. Попробуйте пригрозить ребенку суровым наказанием за следующую «двойку», и он, как это нередко бывает, в лучшем случае «потеряет» дневник, а то вырвет из него страницу или подделает оценку, выставленную учителем.

Так страх перед наказанием (а ведь «двойка» не всегда результат нерадивости ученика) рождает ложь. Маленькая ложь, стоит ей сойти незамеченной, неминуемо повлечет за собой большую. Нередко дети прибегают ко лжи сознательно, ради какой-либо выгоды для себя.

Это нетерпимо, и здесь надо быть беспощадным — всякая умышленная ложь должна быть обязательно разоблачена. Тогда неизбежно исчезнет и само желание обманывать. Но для этого надо исключить у ребят страх перед чрезмерным наказанием за свои проступки.

Не будет страха — не появится и потребность скрывать что-либо от родителей.

Родители должны быть для сына или дочери образцом правдивости и честности не только в отношениях между собою, но и по отношению к ним. Это явится лучшим залогом воспитания правдивости и честности у детей. Бессмысленно говорить о воспитании у детей честности и искренности, если родители сами допускают в отношениях между собой или с детьми ложь, неискренность, не выполняют обещанного, не держат данное слово.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….


Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…


Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….


Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…