Запрещать надо разумно
Если ребенок чем-либо занят, восприятие нового у него затруднено — он может просто не расслышать слов взрослого, и бранить его за это нельзя. Но даже если он и слышал указание, ему требуется время, чтобы переключиться с одного занятия на другое. Поэтому, давая поручение, нужно убедиться, что ребенок его слышал и понял, а затем помочь ему спланировать выполнение задания.
Если ребенку что-либо не разрешается, это должно стать непреложным законом, от которого нельзя отступать, несмотря на крик и плач. Бывает так, что мать не разрешает прикасаться к каким-либо предметам из-за того, что можно их разбить, испачкаться, порезаться и т. д.
Но вот малыш капризничает, не хочет есть и одеваться, и мать для его успокоения дает запретные для него вещи. Нужно ли говорить, как это плохо.
Вообще же «не разрешить» проще всего. Труднее (хотя и совершенно необходимо) объяснить, почему одно делать нельзя, а другое — можно. А то, что уже запрещено, разрешать ни в коем случае нельзя.
Всякое запрещение есть создание очага торможения в коре головного мозга. Этот процесс у детей развит очень слабо, поэтому нужны частые подкрепления, повторения (подробнее о процессах возбуждения и торможения рассказывается в разделе о детской нервности).
Запрещения, особенно не всегда обоснованные, ведут к перенапряжению тормозного процесса, а затем к срыву.
Ребенок перестает обращать внимание на запреты. Запрещая, гораздо правильнее переключать внимание ребенка на то, что можно. В таких случаях не создается вредный для детей очаг торможения.
Поэтому вместо того, чтобы сказать «это нельзя», лучше сказать «это нельзя, а это можно», «бросать нельзя, а поставить можно», «туда идти нельзя, а сюда можно», «это кушать нельзя, а это можно» и т. д.
«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура
Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…
А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…
Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….
Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…
Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….