Отношение к капризам и упрямству

Умение владеть собой является одним из элементов правильного воспитания. Чтобы воспитать здорового, спокойного ребенка, очень важно отучить его плакать.

Плач — крайне вредная привычка, ослабляющая нервную систему и весь организм в целом. Дети, которые часто плачут, становятся нервными, плохо развиваются. Как правило, у них отмечаются плохой аппетит и сон — они часто просыпаются по ночам.

Каприз есть проявление раздражительности, недовольства. Если ребенок капризничает изредка, это может быть вызвано случайными причинами, и капризу не следует придавать особого значения.

Однако надо учитывать, что причины детских капризов весьма разнообразны. Так, если ребенок заметит, что его крик раздражает окружающих и для успокоения малыша берут на руки, он будет кричать часто.

Однако стоит ему почувствовать, что крик не производит на окружающих никакого впечатления, а ему не приносит никакой пользы, он кричать перестанет. Это можно заметить еще у грудных детей.

Некоторые родители берут ребенка на руки всякий раз, когда он начинает кричать, благо на руках дети быстро успокаиваются. Достаточно проделать так несколько раз, и ребенок будет кричать очень часто. Дети же, «не приученные к рукам», долго играют в манеже и не беспокоят родителей.

Если каждый крик будет выводить взрослого из равновесия, если ребенок при этом тотчас будет получать то, что хочет, в дальнейшем он непременно станет часто и много кричать и капризничать. Для предупреждения плача и капризов очень важно воспитывать ребенка так, чтобы он не получал от них ни прямых, ни косвенных выгод.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…