Детская застенчивость

Детям с повышенной возбудимостью чаще, чем другим, свойственны различные отклонения в эмоциональной сфере: они могут в коллективе стать застенчивыми, пугливыми, растерянными; порой они не способны ответить на самый простой вопрос или отвечают невпопад, не могут вспомнить ни одной строчки любимого стихотворения. Как правило, они чуждаются коллектива, сторонятся товарищей.

Чаще всего застенчивость вызывается чрезмерной скромностью ребенка, недооценкой своих возможностей или, напротив, является следствием переоценки своей роли в коллективе.

Ребенку кажется, что внимание детей и взрослых, с которыми он общается, направлено только на него, что ошибки и недочеты, которые возможны, ему никто не простит. Поэтому совершенно недопустимо внушать ребенку чувство своей исключительности, какой-то особой роли.

Обычно застенчивость встречается у детей, которых воспитывают в отрыве от коллектива. Поэтому для борьбы с этим недостатком воспитания необходимо научить ребенка жить в коллективе. Часто преодолеть застенчивость помогают игры.

Игры, как уже отмечалось — важнейшее условие правильного развития ребенка, своеобразный путь к познанию им внешнего мира. Детские игры развивают ловкость, сообразительность, умение сдерживать себя, чувство товарищества. Родители должны относиться к игре не как к пустой забаве, а как к серьезному занятию детей.

Любая детская игра должна иметь какую-то цель, для достижения которой затрачивается определенное усилие и тем самым воспитывается целеустремленность и настойчивость. Удовлетворение от достигнутой цели рождает у ребенка уверенность в своих силах, воспитывает ловкость, решительность, умение координировать свои движения — качества, необходимые в дальнейшей жизни.

В играх как нельзя лучше развивается характер ребенка, прививаются умение доводить начатое до конца, настойчивость и терпение.

Родителям не следует оставаться безучастными к детским играм. Давая малышу игрушку, надо показать, как ею пользоваться. Иначе, не зная, для чего и зачем она, он отнесется к ней без внимания и интереса. Заметив, что дети играют в нежелательную игру, надо не кричать, стыдить или наказывать, а постараться отвлечь их внимание, позвать куда-нибудь, занять интересным делом.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….


Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…


Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….


Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…