Детская застенчивость

Детям с повышенной возбудимостью чаще, чем другим, свойственны различные отклонения в эмоциональной сфере: они могут в коллективе стать застенчивыми, пугливыми, растерянными; порой они не способны ответить на самый простой вопрос или отвечают невпопад, не могут вспомнить ни одной строчки любимого стихотворения. Как правило, они чуждаются коллектива, сторонятся товарищей.

Чаще всего застенчивость вызывается чрезмерной скромностью ребенка, недооценкой своих возможностей или, напротив, является следствием переоценки своей роли в коллективе.

Ребенку кажется, что внимание детей и взрослых, с которыми он общается, направлено только на него, что ошибки и недочеты, которые возможны, ему никто не простит. Поэтому совершенно недопустимо внушать ребенку чувство своей исключительности, какой-то особой роли.

Обычно застенчивость встречается у детей, которых воспитывают в отрыве от коллектива. Поэтому для борьбы с этим недостатком воспитания необходимо научить ребенка жить в коллективе. Часто преодолеть застенчивость помогают игры.

Игры, как уже отмечалось — важнейшее условие правильного развития ребенка, своеобразный путь к познанию им внешнего мира. Детские игры развивают ловкость, сообразительность, умение сдерживать себя, чувство товарищества. Родители должны относиться к игре не как к пустой забаве, а как к серьезному занятию детей.

Любая детская игра должна иметь какую-то цель, для достижения которой затрачивается определенное усилие и тем самым воспитывается целеустремленность и настойчивость. Удовлетворение от достигнутой цели рождает у ребенка уверенность в своих силах, воспитывает ловкость, решительность, умение координировать свои движения — качества, необходимые в дальнейшей жизни.

В играх как нельзя лучше развивается характер ребенка, прививаются умение доводить начатое до конца, настойчивость и терпение.

Родителям не следует оставаться безучастными к детским играм. Давая малышу игрушку, надо показать, как ею пользоваться. Иначе, не зная, для чего и зачем она, он отнесется к ней без внимания и интереса. Заметив, что дети играют в нежелательную игру, надо не кричать, стыдить или наказывать, а постараться отвлечь их внимание, позвать куда-нибудь, занять интересным делом.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…


Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…