Откуда я взялся?

Ребенок младшего возраста часто задает вопросы относительно рождения детей, отличия мальчиков от девочек и т. д. Однако для нормально развивающегося дошкольника «половой проблемы» в нашем понимании нет, и в его вопросах содержится не тот потаенный смысл, который так пугает взрослых.

Ребенка радует умение спрашивать, и для него очень важно, чтобы на его вопрос последовал ответ. Можно посоветовать родителям спросить, почему задан тот или иной вопрос. Иногда оказывается, что малыша волнует вовсе не тайна его рождения, а то, откуда он приехал на данную улицу или дом, в котором живет.

Четырехлетний Толик долго слушал объяснения запутавшегося папы, который хотел правдиво и доступно ответить на вопрос сынишки «Откуда я взялся?», опираясь на сведения из ботаники и зоологии, а потом простодушно добавил: «Соседский Коля приехал из деревни, а я откуда взялся?»

Ни в коем случае нельзя отмахиваться от вопросов: «Рано тебе об этом знать!», «Не задавай глупых вопросов!», стыдить за них или наказывать.

Можете быть уверены:
больше он к вам не обратится, а когда подрастет и очень будет нуждаться в вашем совете — пойдет за ним не к вам.

Отвечать на вопросы детей надо с учетом их возраста и уровня развития, предварительно уяснив для себя, что ребенок уже слышал, что он может знать.

Но отвечать так, чтобы не обнаружить, что этому вопросу вы придаете особое значение: отвечать без смущения и замешательства, чтобы у малыша не сложилось впечатление, что вы что-то недоговариваете, скрываете от него.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…