Откуда я взялся?

Ребенок младшего возраста часто задает вопросы относительно рождения детей, отличия мальчиков от девочек и т. д. Однако для нормально развивающегося дошкольника «половой проблемы» в нашем понимании нет, и в его вопросах содержится не тот потаенный смысл, который так пугает взрослых.

Ребенка радует умение спрашивать, и для него очень важно, чтобы на его вопрос последовал ответ. Можно посоветовать родителям спросить, почему задан тот или иной вопрос. Иногда оказывается, что малыша волнует вовсе не тайна его рождения, а то, откуда он приехал на данную улицу или дом, в котором живет.

Четырехлетний Толик долго слушал объяснения запутавшегося папы, который хотел правдиво и доступно ответить на вопрос сынишки «Откуда я взялся?», опираясь на сведения из ботаники и зоологии, а потом простодушно добавил: «Соседский Коля приехал из деревни, а я откуда взялся?»

Ни в коем случае нельзя отмахиваться от вопросов: «Рано тебе об этом знать!», «Не задавай глупых вопросов!», стыдить за них или наказывать.

Можете быть уверены:
больше он к вам не обратится, а когда подрастет и очень будет нуждаться в вашем совете — пойдет за ним не к вам.

Отвечать на вопросы детей надо с учетом их возраста и уровня развития, предварительно уяснив для себя, что ребенок уже слышал, что он может знать.

Но отвечать так, чтобы не обнаружить, что этому вопросу вы придаете особое значение: отвечать без смущения и замешательства, чтобы у малыша не сложилось впечатление, что вы что-то недоговариваете, скрываете от него.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…