Онанизм в подростковом и юношеском возрасте
Онанизм в подростковом и юношеском возрасте — не болезнь. Известный ленинградский сексолог А. М. Свядощ утверждает, что «умеренная мастурбация в юношеском возрасте обычно носит характер саморегуляции половой функции. Она способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредной».
При всем том онанизм, если дать ему укорениться, может стать навязчивой вредной привычкой, отрицательно влияющей на самочувствие и поведение подростка. В этом случае он становится раздражительным, угрюмым, старается уединиться, не принимает участие в играх сверстников.
Однако — и это убедительно доказывает крупнейший специалист в области социологии и психологии юношества И. С. Кон — онанизм не столько причина отчуждения подростка от сверстников, его замкнутости, необщительности, раздражительности, сколько симптом и следствие неблагополучия в его характере и поведении.
Вот почему, направляя все силы на то, чтобы отучить его от этой привычки, родители добиваются «ничтожных и даже отрицательных» результатов.
Всякие «решительные» меры — разбирательство поведения подростка при других членах семьи, запугивание непоправимыми последствиями онанизма, внушение мысли о том, что онанизм сделает его психически и физически (в половом отношении) неполноценным не только бесполезны, но и вредны.
Они могут лишь породить отчуждение, скрытность, замкнутость, убить уважение к родителям. Врачи утверждают, что у подростка (юноши) из-за страха перед тем, что он станет неполноценным, впоследствии действительно может развиться импотенция.
«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура
Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….
Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…
А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…
Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…
Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…