Онанизм в подростковом и юношеском возрасте

Онанизм в подростковом и юношеском возрасте — не болезнь. Известный ленинградский сексолог А. М. Свядощ утверждает, что «умеренная мастурбация в юношеском возрасте обычно носит характер саморегуляции половой функции. Она способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредной».

При всем том онанизм, если дать ему укорениться, может стать навязчивой вредной привычкой, отрицательно влияющей на самочувствие и поведение подростка. В этом случае он становится раздражительным, угрюмым, старается уединиться, не принимает участие в играх сверстников.

Однако — и это убедительно доказывает крупнейший специалист в области социологии и психологии юношества И. С. Кон — онанизм не столько причина отчуждения подростка от сверстников, его замкнутости, необщительности, раздражительности, сколько симптом и следствие неблагополучия в его характере и поведении.

Вот почему, направляя все силы на то, чтобы отучить его от этой привычки, родители добиваются «ничтожных и даже отрицательных» результатов.

Всякие «решительные» меры — разбирательство поведения подростка при других членах семьи, запугивание непоправимыми последствиями онанизма, внушение мысли о том, что онанизм сделает его психически и физически (в половом отношении) неполноценным не только бесполезны, но и вредны.

Они могут лишь породить отчуждение, скрытность, замкнутость, убить уважение к родителям. Врачи утверждают, что у подростка (юноши) из-за страха перед тем, что он станет неполноценным, впоследствии действительно может развиться импотенция.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…


Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….


Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…


Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…


Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…