Учить быть счастливыми

В период полового созревания девушка ни физически, ни психологически, ни тем более в социальном отношении не готова к материнству. Однако изменения, происходящие в ее организме, делают возможным наступление беременности. Зная об этом, некоторые родители крайне отрицательно относятся к проявлениям подростковой и юношеской влюбленности.

Вместо того чтобы, завоевав доверие сына или дочери, тактично оградить их от дурного влияния, они ущемляют человеческое достоинство ребенка, с подозрительностью и недоверием к его благоразумию следят за каждым его шагом, запрещая приводить в свой дом друга, к которому сын или дочь питают привязанность, высмеивая возникшее чувство любви.

Было бы грубой ошибкой со стороны родителей преувеличивать сексуальные устремления подростка, биологизировать характер его привязанности к сверстнику противоположного пола.

«…В старшем подростковом возрасте человек,
— пишет выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский, — это уже мужчина или женщина, и половое влечение становится закономерным явлением… Объективная основа их взаимного влечения половой инстинкт, но мальчик или девочка были бы глубоко поражены, если бы им сказали об этом откровенно».

Совершенно непростительно забывать о том, что любовь в годы юности закономерна и естественна: за юностью непосредственно следует пора вступления в брак. Между тем родители нередко внушают дочери мысль о недопустимости дружбы с юношами, осуждают любовные переживания как недостойные молодого человека.

Подобные ханжеские запреты впоследствии, когда молодежь вступает в жизнь, оборачиваются для нее многими бедами.

Так, например, у девушки, если привить ей чувство брезгливости к любым проявлениям полового влечения, взгляд на любовь как на «грязные», чисто плотские отношения, убеждение, что каждый мужчина — ее враг, может сформироваться такая отрицательная психическая реакция на брак, что даже супружество по любви не в силах будет преодолеть возникшей половой холодности.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….


Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…


Школа воспитывает детей как будущих граждан, будущих отцов и матерей. Она прививает им чувства любви и уважения к родителям и взрослые должны быть достойны этого уважения. Все, что происходит в семье, все, чем она живет, что определяет ее нравственный климат, оказывает громадное влияние на ребенка. «Ваше собственное по ведение, — говорил, обращаясь к родителям А….


Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…