Женщина-мать
В 1923 г. в Москве и в 1925 г. в Ленинграде были созданы Институт охраны материнства и младенчества и Научно-практический институт охраны материнства и младенчества, реорганизованные в дальнейшем соответственно в Институт педиатрии Академии медицинских наук СССР (в Москве) и в Педиатрический медицинский институт (в Ленинграде) — единственное в то время высшее учебное заведение, подготавливавшее детских врачей.
Впоследствии в других медицинских институтах были созданы педиатрические факультеты.
В царской России накануне первой мировой войны насчитывалось всего 28 тыс. врачей. К концу девятой пятилетки, в 1975 г., в нашей стране было 832 тыс. врачей, из них почти 100 тыс. педиатров. Число детских консультаций достигло в настоящее время свыше 10 тыс. (в 1913 г. было 9 детских консультаций).
Многочисленная армия врачей и медицинских сестер, используя новейшие достижения науки, ведет профилактическую и лечебную работу с матерями и их детьми в женских консультациях, детских поликлиниках, специализированных больницах и клиниках акушерства и гинекологии.
Только в области акушерства и гинекологии у нас работают 16 научно-исследовательских институтов и 139 кафедр медицинских высших учебных заведений и институтов усовершенствования врачей.
В школе матерей
В школе матерей будущая мать может получить ответ на интересующий ее вопрос о новорожденном ребенке.
Социалистический образ жизни, постоянная забота партии и государства о благе народа, сохранении здоровья советских людей и увеличении продолжительности их жизни обусловили то, что смертность населения СССР по сравнению с дореволюционным периодом снизилась почти в 3,5 раза, детская смертность более чем в 11 раз, а средняя продолжительность жизни населения увеличилась с 32 до 70 лет.
«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура
В развитии ребенка следует выделить три главные стороны: уровень умственного развития; сформированность его отношений к окружающей действительности, т. е. его чувства, желания, интересы; овладение им разнообразными практическими и умственными действиями. По тому, насколько развита каждая из этих сторон, можно судить об общем развитии ребенка. Формирование любой способности, любой стороны личности не идет равномерно. Есть периоды…
На протяжении всей истории педагогической науки ученые противопоставляли в качестве главных биологический и социальный факторы, влияющие на развитие человека. Буржуазные психологи и педагоги решающую роль отводили наследственности. Прогрессивные деятели, в том числе представители передовой русской педагогической мысли (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский…
Нетрудно понять, что подход к развитию ребенка только лишь как к его созреванию на основе раз навсегда унаследованных свойств и качеств совершенно исключает роль обучения и воспитания, ибо начисто сбрасывает со счетов роль окружающей среды. В самом деле, раз все идет своим навечно установленным порядком и ребенок в каждом возрасте достигает определенного, одинакового для всех…
Наиболее остро обсуждается в науке роль наследственности, составляющей стержневое понятие биологического фактора развития. Очень важно правильно представлять себе значение этого условия. Родоначальник учения о наследственности Мендель, а также другие ученые XIX века — Ламарк и Дарвин вскрыли важнейшее положение о том, что наследственность нельзя рассматривать обособленно от изменчивости. Существенные открытия в этом направлении были сделаны…
Многие ученые пытались раскрыть роль внешней среды в развитии ребенка, но значение этого фактора ограничивалось признанием его убыстряющего или замедляющего влияния на темп «природного» созревания унаследованных ребенком задатков. Однако нельзя дать научное обоснование роли социального фактора, если неправильно, антиисторически подходить к его природе. Ребенок как организм нуждается во всех компонентах природной среды, необходимых для его…