Гигиена

Сказанное выше ни в коей мере не умаляет значения в борьбе с материнской и детской смертностью медицинской науки.

В то время она не могла объяснить причины многих детских заболеваний, не умела их предупреждать. Не случайно дети нередко умирали даже в семьях самых привилегированных и богатых слоев. Так, к примеру, у Петра Первого из одиннадцати детей выжили только трое. Другое дело теперь.

Не говоря уже о том, что в нашей стране в корне изменились социально-бытовые условия, колоссальных успехов добилась медицинская наука. Организм беременной женщины и факторы, оказывающие влияние на состояние плода, изучены достаточно хорошо.

Известно, например, что перенесенные во время беременности грипп или другие инфекционные заболевания могут привести к преждевременным родам и мертворождению; отсутствие в крови матери так называемого резус-фактора часто является причиной тяжелого заболевания новорожденного — гемолитической болезни; некоторые лекарства, принимаемые в период беременности, тоже могут вредно отразиться на ребенке. Зная причины тех или других заболеваний, медицина находит средства их предупреждения и лечения.

Таким образом, и условия жизни в социалистическом государстве, и достижения науки обеспечивают благополучное материнство. Одна, ко оно невозможно, если сама женщина не будет соблюдать правила гигиены.

Гигиена — это наука о здоровье. Выполнение всего того, что она предписывает, одинаково обязательно для мужчины и женщины. Но женский организм сложнее мужского, так как он предназначен для зарождения и вынашивания ребенка.

К какому бы занятию в жизни ни стремилась девочка, какую бы профессию она ни выбрала
— ткачихи, врача, космонавта, поэта, доярки — независимо от этого она должна быть готова к материнству, к выполнению своего высокого социального и биологического долга.

Готовить ее к этому нужно с самого раннего возраста правильным воспитанием. Вот почему мать каждой девочки должна знать особенности женского организма, которые мы приводим ниже.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Нетрудно понять, что подход к развитию ребенка только лишь как к его созреванию на основе раз навсегда унаследованных свойств и качеств совершенно исключает роль обучения и воспитания, ибо начисто сбрасывает со счетов роль окружающей среды. В самом деле, раз все идет своим навечно установленным порядком и ребенок в каждом возрасте достигает определенного, одинакового для всех…


Наиболее остро обсуждается в науке роль наследственности, составляющей стержневое понятие биологического фактора развития. Очень важно правильно представлять себе значение этого условия. Родоначальник учения о наследственности Мендель, а также другие ученые XIX века — Ламарк и Дарвин вскрыли важнейшее положение о том, что наследственность нельзя рассматривать обособленно от изменчивости. Существенные открытия в этом направлении были сделаны…


Многие ученые пытались раскрыть роль внешней среды в развитии ребенка, но значение этого фактора ограничивалось признанием его убыстряющего или замедляющего влияния на темп «природного» созревания унаследованных ребенком задатков. Однако нельзя дать научное обоснование роли социального фактора, если неправильно, антиисторически подходить к его природе. Ребенок как организм нуждается во всех компонентах природной среды, необходимых для его…


Воспитание самостоятельности

В общении ребенок овладевает речью, способностью наблюдать и мыслить, спрашивать и рассуждать. В общении он узнает, что хорошо и что плохо, что можно делать и чего делать нельзя, он учится действовать разумно и целенаправленно, критически оценивать поступки реальных людей и литературных героев. В процессе общения ребенок начинает выделять себя, применять к другим и к самому…


Великолепным подтверждением решающей роли для развития ребенка содержательного, четко продуманного взрослыми и систематически осуществляемого общения служит многолетняя деятельность проф. И. А. Соколянского. Имея дело с детьми, потерявшими в раннем возрасте зрение, слух и не владеющими речью, мастер-педагог использовал сохранившиеся бедные возможности (в первую очередь — осязание) и, построив все общение с такими детьми на очень…