Ускорение роста у современных детей

Ускорение роста у современных детей сменяется его торможением в более ранние сроки, чем у детей в предыдущие десятилетия. Это связано с более ранним и началом, и завершением полового созревания. Ускорение полового созревания особенно четко прослеживается у девочек. Соответственно и окончание роста девочек может наступить уже в 14 — 15 лет.

Несмотря на более раннюю остановку роста, конечная длина тела оказывается большей, чем у представителей предыдущих поколений. Это связано главным образом с тем «выигрышем» в росте, который падает на ранний и дошкольный возраст, т. е. до начала полового созревания.

Раннее половое созревание является одним из наиболее ярких проявлений акселерации. Особенно наглядно это прослеживается на больших отрезках времени. Так, в Норвегии имеется сводка данных за 1845 г., показывающая, что менструации у девочек возникают в среднем в возрасте около 17 лет. В пятидесятые годы нашего столетия они наступали уже в возрасте 13,5 а в последние годы в большинстве европейских стран и республик СССР в 12,5 лет.

Это значит, что большая часть девочек начинает менструировать и до 12 лет. У мальчиков сдвиги в половом созревании выражены несколько меньше, чем у девочек; поэтому наибольший прирост длины тела у мальчиков наблюдается именно в периоде полового созревания.

Как правило, ускорение роста сопровождается и более ранним половым созреванием, однако среди детей с высокими показателями роста могут оказаться и такие, у которых форсированный рост связан именно с отставанием наступления половой зрелости. Выявление таких детей должно проводиться в 14 — 15-летнем возрасте педиатрами и эндокринологами.

Доказано также, что именно для самых высоких детей с дисгармонично узкой грудной клеткой и относительно малой массой тела характерно запаздывание сроков полового созревания на 1 — 1,5 года по сравнению с детьми меньшего роста, но развитыми более гармонично.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Невротические состояния служат причиной раздражительности, неоправданных смен настроения, неспособности к концентрации внимания, немотивированных конфликтов со сверстниками и родителями, негативизма поведения. Психологи утверждают, что акселерация изменила границы возраста. Ныне подростковый период включает возраст от 11 до 15 лет. Но поскольку подросток «помолодел», раньше наступает и время серьезных психологических сдвигов. Однако заметить их не так легко, как…


Нельзя забывать, что процесс превращения ребенка во взрослого чрезвычайно сложен. Он связан со значительной физической и психической перестройкой. И это естественно: меняются условия жизни, характер труда в школе и дома, сложившиеся отношения с людьми, растет круг общения. При этом глубокая психологическая перестройка идет на фоне серьезных физиологических и психических изменений, связанных с процессом полового созревания….


Каждый возраст имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при воспитании ребенка, и прежде всего подростка. Необходимо учитывать психологическое состояние ребенка, искать новые пути организации жизни и деятельности молодого человека. В противном случае мы встретим протест и сопротивление. Подросток, чувствуя, как быстро увеличиваются его рост, масса, физическая сила и выносливость, замечая появление у себя вторичных половых…


Необходимо учитывать возрастание уровня интеллектуального развития современного подростка, информированность которого позволяет ему замечать противоречия окружающей действительности, в том числе и расхождение между словами и поступками взрослых. Однако разрешить, объяснить их подросток часто еще не способен. Стремясь к самостоятельности, не удовлетворяясь пассивной ролью опекаемого, подросток в то же время для ответственных ролей взрослого далеко еще не…


Одной из особенностей психического развития подростка является ускорение формирования нравственных черт личности, усиление волевых черт характера. Подростковый возраст — это возраст, когда начинают складываться мировоззрение, нравственные убеждения, идеалы. Собственные взгляды и убеждения, принципы поведения приобретают для подростка решающее значение. Задача семьи, как и школы, состоит в том, чтобы нравственный опыт, интересы и склонности формирующейся личности…