Невротические состояния

Невротические состояния служат причиной раздражительности, неоправданных смен настроения, неспособности к концентрации внимания, немотивированных конфликтов со сверстниками и родителями, негативизма поведения.

Психологи утверждают, что акселерация изменила границы возраста.
Ныне подростковый период включает возраст от 11 до 15 лет. Но поскольку подросток «помолодел», раньше наступает и время серьезных психологических сдвигов. Однако заметить их не так легко, как изменения в росте и массе ребенка. Потому-то и воспринимаются они родителями часто как неожиданные.

Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражительным; он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это порождает немалые трудности не только для родителей и учителей, но и для самого подростка. Взрослым при этом необходимо пересмотреть и перестроить систему своих отношений с детьми, систему требований к ним.

Сохраняя прежние представления о возможностях и ограничениях возраста, мы неизбежно ошибаемся в выборе средств воспитательного воздействия. Занижение, как и завышение, требований к возможностям детей неизбежно приводит к торможению их умственного и нравственного развития.

Наиболее типичные ошибки в отношениях с подростками прямо связаны с акселерацией: ориентируясь на возраст, взрослые занижают требования к ребенку, не учитывая его возросших возможностей; в то же время, ориентируясь на его рост, массу и другие физические проявления акселерации, они невольно завышают требования, переоценивая его возможность.

Подростковый возраст рассматривается психологами и педиатрами как переломный или переходный. Он считается более трудным, чем все другие. В этом возрасте действительно происходит переход от детства к взрослости. Меняются отношения ребенка к окружающему миру, к своему месту в нем, и это должны учитывать родители и учителя. Причины конфликтных ситуаций в отношениях с подростками чаще всего коренятся в недостаточных знаниях взрослыми возрастной психологии, игнорировании особенностей физического и психического развития детей.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Нельзя забывать, что процесс превращения ребенка во взрослого чрезвычайно сложен. Он связан со значительной физической и психической перестройкой. И это естественно: меняются условия жизни, характер труда в школе и дома, сложившиеся отношения с людьми, растет круг общения. При этом глубокая психологическая перестройка идет на фоне серьезных физиологических и психических изменений, связанных с процессом полового созревания….


Каждый возраст имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при воспитании ребенка, и прежде всего подростка. Необходимо учитывать психологическое состояние ребенка, искать новые пути организации жизни и деятельности молодого человека. В противном случае мы встретим протест и сопротивление. Подросток, чувствуя, как быстро увеличиваются его рост, масса, физическая сила и выносливость, замечая появление у себя вторичных половых…


Необходимо учитывать возрастание уровня интеллектуального развития современного подростка, информированность которого позволяет ему замечать противоречия окружающей действительности, в том числе и расхождение между словами и поступками взрослых. Однако разрешить, объяснить их подросток часто еще не способен. Стремясь к самостоятельности, не удовлетворяясь пассивной ролью опекаемого, подросток в то же время для ответственных ролей взрослого далеко еще не…


Одной из особенностей психического развития подростка является ускорение формирования нравственных черт личности, усиление волевых черт характера. Подростковый возраст — это возраст, когда начинают складываться мировоззрение, нравственные убеждения, идеалы. Собственные взгляды и убеждения, принципы поведения приобретают для подростка решающее значение. Задача семьи, как и школы, состоит в том, чтобы нравственный опыт, интересы и склонности формирующейся личности…


Изучение динамики физического развития детей дошкольного и школьного возраста в Ленинграде и Москве за последние десятилетия дает поразительные примеры акселерации. Так, средний рост мальчиков: трех лет в 1925 — 1926 гг. равнялся 89,5 см, а в 1971 — 1973 гг. — 96,2 см, семи лет — соответственно 115 и 123,5 см, 12 лет — 137,5…