Анализ изменений скорости развития

Анализ изменений скорости развития говорит о том, что в течение последних 15 — 20 лет резко увеличивается число детей с самыми высокими показателями длины тела, близкими к максимальным — от 180 до 190 см. Именно эта группа детей и составляет «внешнее проявление» или портрет акселерационной тенденции.

Имея в виду средние величины массы, также можно говорить о «взрослении» наших детей по сравнению с детьми двадцатых годов. Однако более глубокое исследование изменений массы свидетельствует об очень сложных закономерностях. Так, если сопоставить современного мальчика высокого роста с ребенком такого же роста, но пятидесятых годов, то окажется, что его масса будет меньшей.

Напротив, сравнение ребят среднего и невысокого роста обнаруживает явное утяжеление современных детей.

Однако вряд ли можно отнести его за счет акселерации
— оно нередко является признаком ожирения. Увеличение числа тучных детей ничего общего не имеет с акселерацией, хотя и идет параллельно акселерационным сдвигам. Это безусловно отрицательная тенденция.

Важной особенностью физического развития детей в последние десятилетия является и постоянно отмечаемое относительное отставание окружности грудной клетки от длины тела. Оно также выражено у детей с максимальной скоростью вытягивания.

Наряду с активизацией развития и ускорением роста при сохранении нормальных соотношений массы и роста пропорций телосложения увеличивается число детей с отклонением от нормы. Среди них есть дети с относительно низким и средним ростом в сочетании с нормальной упитанностью, правильной формой грудной клетки, с избыточной массой и дети с крайне высоким ростом, но с относительно малой массой и узкой грудной клеткой.

Ясно, что такие аномальные варианты роста и развития требуют особого внимания, так как среди детей с подобными характеристиками могут оказаться и страдающие эндокринными заболеваниями. Наконец, даже при отсутствии каких-либо заболеваний у детей с отклонениями в развитии родители должны совместно с врачом решать вопросы индивидуального режима, питания и физического воспитания.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Ускорение роста у современных детей сменяется его торможением в более ранние сроки, чем у детей в предыдущие десятилетия. Это связано с более ранним и началом, и завершением полового созревания. Ускорение полового созревания особенно четко прослеживается у девочек. Соответственно и окончание роста девочек может наступить уже в 14 — 15 лет. Несмотря на более раннюю остановку…


В самой тесной связи с показателями физического развития и полового созревания подростков находятся и такие важные характеристики, как мышечная сила, физическая выносливость и работоспособность. В целом они претерпевают в связи с акселерацией положительные изменения. Об этом свидетельствует рост спортивных достижений у детей и подростков. Вместе с тем сопоставление особенностей и степени гармонического и физического развития…


Ускорение роста и полового созревания может стать источником возникновения различных состояний, пограничных с заболеваниями. Врачи их обычно называют функциональными расстройствами сердечнососудистой, нервной или эндокринной систем. Иногда расстройства такого характера выявляются и со стороны органов пищеварения. Наиболее часто у детей с повышенным физическим развитием возникают функциональные расстройства сердечнососудистой системы, например вегетативно-сосудистая дистония. Сущность этого расстройства заключается…


Невротические состояния служат причиной раздражительности, неоправданных смен настроения, неспособности к концентрации внимания, немотивированных конфликтов со сверстниками и родителями, негативизма поведения. Психологи утверждают, что акселерация изменила границы возраста. Ныне подростковый период включает возраст от 11 до 15 лет. Но поскольку подросток «помолодел», раньше наступает и время серьезных психологических сдвигов. Однако заметить их не так легко, как…


Нельзя забывать, что процесс превращения ребенка во взрослого чрезвычайно сложен. Он связан со значительной физической и психической перестройкой. И это естественно: меняются условия жизни, характер труда в школе и дома, сложившиеся отношения с людьми, растет круг общения. При этом глубокая психологическая перестройка идет на фоне серьезных физиологических и психических изменений, связанных с процессом полового созревания….