Возрастание уровня интеллектуального развития

Необходимо учитывать возрастание уровня интеллектуального развития современного подростка, информированность которого позволяет ему замечать противоречия окружающей действительности, в том числе и расхождение между словами и поступками взрослых. Однако разрешить, объяснить их подросток часто еще не способен.

Стремясь к самостоятельности, не удовлетворяясь пассивной ролью опекаемого, подросток в то же время для ответственных ролей взрослого далеко еще не созрел.

Потому-то его тяга к самоутверждению нередко принимает весьма острые, агрессивные формы, а в самоутверждении проявляется детский максимализм: стремление к идеалу, высокие требования к другим и неспособность к последовательному предъявлению тех же требований к себе.

Максимализм подростка — нелегкая проблема для учителей и родителей. Не умея еще понять всю сложность взаимоотношений идеала и действительности, но уже научившись подмечать расхождения между ними, подросток прежде всего «примеряет» свои идеализированные представления к родителям и учителям.

Именно на них он проверяет правильность своего представления о том, «какими должны быть» и «какие есть» эти взрослые. Обнаруженные несоответствия переживаются им болезненно, почти как обман. С этим связан и свойственный подростку дух противоречия, и тот негативизм, который является своеобразной формой самоутверждения.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Изучение динамики физического развития детей дошкольного и школьного возраста в Ленинграде и Москве за последние десятилетия дает поразительные примеры акселерации. Так, средний рост мальчиков: трех лет в 1925 — 1926 гг. равнялся 89,5 см, а в 1971 — 1973 гг. — 96,2 см, семи лет — соответственно 115 и 123,5 см, 12 лет — 137,5…


Анализ изменений скорости развития говорит о том, что в течение последних 15 — 20 лет резко увеличивается число детей с самыми высокими показателями длины тела, близкими к максимальным — от 180 до 190 см. Именно эта группа детей и составляет «внешнее проявление» или портрет акселерационной тенденции. Имея в виду средние величины массы, также можно говорить…


Ускорение роста у современных детей сменяется его торможением в более ранние сроки, чем у детей в предыдущие десятилетия. Это связано с более ранним и началом, и завершением полового созревания. Ускорение полового созревания особенно четко прослеживается у девочек. Соответственно и окончание роста девочек может наступить уже в 14 — 15 лет. Несмотря на более раннюю остановку…


В самой тесной связи с показателями физического развития и полового созревания подростков находятся и такие важные характеристики, как мышечная сила, физическая выносливость и работоспособность. В целом они претерпевают в связи с акселерацией положительные изменения. Об этом свидетельствует рост спортивных достижений у детей и подростков. Вместе с тем сопоставление особенностей и степени гармонического и физического развития…


Ускорение роста и полового созревания может стать источником возникновения различных состояний, пограничных с заболеваниями. Врачи их обычно называют функциональными расстройствами сердечнососудистой, нервной или эндокринной систем. Иногда расстройства такого характера выявляются и со стороны органов пищеварения. Наиболее часто у детей с повышенным физическим развитием возникают функциональные расстройства сердечнососудистой системы, например вегетативно-сосудистая дистония. Сущность этого расстройства заключается…