Изучение динамики физического развития детей

Изучение динамики физического развития детей дошкольного и школьного возраста в Ленинграде и Москве за последние десятилетия дает поразительные примеры акселерации.

Так, средний рост мальчиков:
трех лет в 1925 — 1926 гг. равнялся 89,5 см, а в 1971 — 1973 гг. — 96,2 см, семи лет — соответственно 115 и 123,5 см, 12 лет — 137,5 и 150,1 см, 14 лет — 145,4 и 162,6 см.

Средний рост девочек увеличился за эти же годы с 86,3 до 94,6 см (3 года), со 114,4 до 122,8 см (7 лет), со 137 до 152,8 см (12 лет) и со 147,8 до 160,9 см (14 лет).

Резко возросли и средние характеристики массы детей дошкольного и школьного возрастов.
Вот лишь несколько примеров: у мальчиков за указанный выше период масса увеличилась с 13,3 до 15,2 кг (3 года), с 20,9 до 24,7 кг (7 лет), с 32,2 до 41,3 кг (12 лет) и с 37,7 до 51,2 кг (14 лет).

Масса девочек увеличилась: в 3 года на 0,7 кг, в 7 лет на 3,2 кг, в 12 лет на 12,6 кг, в 14 лет на 11,4 кг.

Данные физического развития детей, полученные в Москве и Ленинграде, не являются исключением. Они характерны для всех республик страны, как для города, так и для деревни. Аналогичные акселерационные сдвиги имеют место во всех развитых странах мира.

Ускорение роста и массы, наблюдаемое у дошкольников, свидетельствует о том, что дети 3, 4, 5- и 6-летнего возраста в 1973 г. по показателям физического развития соответствуют 4, 5, 6- и 7-летним детям 1926 г., т. е. они как бы стали старше на один год.

Аналогичное сопоставление показателей физического развития школьников позволяет отметить разницу уже в пределах около двух лет. Таким образом, за последние 40 — 50 лет скорость роста и развития детей как в дошкольном, так и в школьном возрасте увеличилась примерно на 20%. Это очень большие показатели.

Такое ускорение требует большого напряжения всех физиологических систем. Если же учесть, что средние величины складываются из суммы весьма отличающихся друг от друга крайних показателей, то очевидно, что для какой-то группы детей увеличение в росте и массе выражено еще более значительно.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Ускорение роста и полового созревания может стать источником возникновения различных состояний, пограничных с заболеваниями. Врачи их обычно называют функциональными расстройствами сердечнососудистой, нервной или эндокринной систем. Иногда расстройства такого характера выявляются и со стороны органов пищеварения. Наиболее часто у детей с повышенным физическим развитием возникают функциональные расстройства сердечнососудистой системы, например вегетативно-сосудистая дистония. Сущность этого расстройства заключается…


Невротические состояния служат причиной раздражительности, неоправданных смен настроения, неспособности к концентрации внимания, немотивированных конфликтов со сверстниками и родителями, негативизма поведения. Психологи утверждают, что акселерация изменила границы возраста. Ныне подростковый период включает возраст от 11 до 15 лет. Но поскольку подросток «помолодел», раньше наступает и время серьезных психологических сдвигов. Однако заметить их не так легко, как…


Нельзя забывать, что процесс превращения ребенка во взрослого чрезвычайно сложен. Он связан со значительной физической и психической перестройкой. И это естественно: меняются условия жизни, характер труда в школе и дома, сложившиеся отношения с людьми, растет круг общения. При этом глубокая психологическая перестройка идет на фоне серьезных физиологических и психических изменений, связанных с процессом полового созревания….


Каждый возраст имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при воспитании ребенка, и прежде всего подростка. Необходимо учитывать психологическое состояние ребенка, искать новые пути организации жизни и деятельности молодого человека. В противном случае мы встретим протест и сопротивление. Подросток, чувствуя, как быстро увеличиваются его рост, масса, физическая сила и выносливость, замечая появление у себя вторичных половых…


Необходимо учитывать возрастание уровня интеллектуального развития современного подростка, информированность которого позволяет ему замечать противоречия окружающей действительности, в том числе и расхождение между словами и поступками взрослых. Однако разрешить, объяснить их подросток часто еще не способен. Стремясь к самостоятельности, не удовлетворяясь пассивной ролью опекаемого, подросток в то же время для ответственных ролей взрослого далеко еще не…