Процесс превращения ребенка во взрослого

Нельзя забывать, что процесс превращения ребенка во взрослого чрезвычайно сложен. Он связан со значительной физической и психической перестройкой. И это естественно: меняются условия жизни, характер труда в школе и дома, сложившиеся отношения с людьми, растет круг общения. При этом глубокая психологическая перестройка идет на фоне серьезных физиологических и психических изменений, связанных с процессом полового созревания.

Однако эти изменения в подростке далеко не всегда, к сожалению, правильно воспринимаются и оцениваются взрослыми, удивляющимися, почему столь неэффективны старые, казалось бы, проверенные формы и методы объяснения нового материала в классе, почему приводит к обратному результату предъявление категорических требований дома.

Так, подробные описания, «разжевывание», дословный пересказ учителя все менее удовлетворяют хорошо информированного подростка, вызывают в нем равнодушие и скуку на занятиях. Безусловное послушание дома и в школе все более вытесняется стремлением самому оценить справедливость предъявляемых к нему требований.

Вчера еще вежливый ребенок грубит, упрямится, нарушает дисциплину. Он вдруг стал вспыльчив, резок, обидчив. К сожалению, это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию не только родителей, но и учителей. Ошибка их состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, принудить его к «вчерашнему» поведению.

А это только ожесточает, отталкивает его от взрослых, усиливает критичность в отношениях с ними или ломает растущего человека, делая его «гибким» и неискренним или по-прежнему послушным вплоть до полной потери своего «я».

Ребенок взрослеет, а это значит, что вместе с ним должны «взрослеть» формы, методы, содержание наших с ним контактов. Беспрекословное повиновение заменяется у него в пору полового созревания избирательно-критическим отношением к нашим требованиям. Следовательно, требования взрослых должны быть аргументированными, убедительными в глазах подростка.

Одновременно с появлением собственного мнения у подростка формируется и чувство собственного достоинства
— не считаться с этим нельзя. Уважительное отношение к мнению подростка, к его личности обязательно для родителей и учителей. Ошибочность, незрелость мнения ребенка, завышенная самооценка в сочетании с легкой ранимостью требуют от взрослого терпеливого разъяснения, обоснования там, где еще недавно достаточно было прямого «приказания».

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Невротические состояния служат причиной раздражительности, неоправданных смен настроения, неспособности к концентрации внимания, немотивированных конфликтов со сверстниками и родителями, негативизма поведения. Психологи утверждают, что акселерация изменила границы возраста. Ныне подростковый период включает возраст от 11 до 15 лет. Но поскольку подросток «помолодел», раньше наступает и время серьезных психологических сдвигов. Однако заметить их не так легко, как…


Каждый возраст имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при воспитании ребенка, и прежде всего подростка. Необходимо учитывать психологическое состояние ребенка, искать новые пути организации жизни и деятельности молодого человека. В противном случае мы встретим протест и сопротивление. Подросток, чувствуя, как быстро увеличиваются его рост, масса, физическая сила и выносливость, замечая появление у себя вторичных половых…


Необходимо учитывать возрастание уровня интеллектуального развития современного подростка, информированность которого позволяет ему замечать противоречия окружающей действительности, в том числе и расхождение между словами и поступками взрослых. Однако разрешить, объяснить их подросток часто еще не способен. Стремясь к самостоятельности, не удовлетворяясь пассивной ролью опекаемого, подросток в то же время для ответственных ролей взрослого далеко еще не…


Одной из особенностей психического развития подростка является ускорение формирования нравственных черт личности, усиление волевых черт характера. Подростковый возраст — это возраст, когда начинают складываться мировоззрение, нравственные убеждения, идеалы. Собственные взгляды и убеждения, принципы поведения приобретают для подростка решающее значение. Задача семьи, как и школы, состоит в том, чтобы нравственный опыт, интересы и склонности формирующейся личности…


Изучение динамики физического развития детей дошкольного и школьного возраста в Ленинграде и Москве за последние десятилетия дает поразительные примеры акселерации. Так, средний рост мальчиков: трех лет в 1925 — 1926 гг. равнялся 89,5 см, а в 1971 — 1973 гг. — 96,2 см, семи лет — соответственно 115 и 123,5 см, 12 лет — 137,5…