Формирования нравственных черт личности
Одной из особенностей психического развития подростка является ускорение формирования нравственных черт личности, усиление волевых черт характера.
Подростковый возраст — это возраст, когда начинают складываться мировоззрение, нравственные убеждения, идеалы.
Собственные взгляды и убеждения, принципы поведения приобретают для подростка решающее значение. Задача семьи, как и школы, состоит в том, чтобы нравственный опыт, интересы и склонности формирующейся личности наполнить глубоко положительным содержанием.
Умелое участие взрослых в процессе нравственного становления подростка позволит избежать закрепления в его сознании ложных понятий и представлений, подсказанных неверным опытом поведения товарищей. Однако преодолевать неправильные взгляды надо очень умело и тактично, избегая при этом невыносимых для подростка нравоучений и нотаций.
Таким образом, трудности подросткового возраста имеют естественный, объективный характер. Родителям будет тем легче их преодолеть, чем своевременнее они сумеют перестроить систему своих взаимоотношений с детьми-подростками, памятуя, что в связи с акселерацией подростковый возраст и присущая ему сложная психическая жизнь ребенка наступают теперь несколько раньше, чем это было во время детства нынешних пап и мам.
Очень важно, чтобы подросток, дерзость и негативизм которого чаще всего являются прикрытием внутренней растерянности и слабости, не оказался в духовной изоляции от старших, нашел понимание, стремление помочь, уважение к своим силам и возможностям.
«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура
Каждый возраст имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при воспитании ребенка, и прежде всего подростка. Необходимо учитывать психологическое состояние ребенка, искать новые пути организации жизни и деятельности молодого человека. В противном случае мы встретим протест и сопротивление. Подросток, чувствуя, как быстро увеличиваются его рост, масса, физическая сила и выносливость, замечая появление у себя вторичных половых…
Необходимо учитывать возрастание уровня интеллектуального развития современного подростка, информированность которого позволяет ему замечать противоречия окружающей действительности, в том числе и расхождение между словами и поступками взрослых. Однако разрешить, объяснить их подросток часто еще не способен. Стремясь к самостоятельности, не удовлетворяясь пассивной ролью опекаемого, подросток в то же время для ответственных ролей взрослого далеко еще не…
Изучение динамики физического развития детей дошкольного и школьного возраста в Ленинграде и Москве за последние десятилетия дает поразительные примеры акселерации. Так, средний рост мальчиков: трех лет в 1925 — 1926 гг. равнялся 89,5 см, а в 1971 — 1973 гг. — 96,2 см, семи лет — соответственно 115 и 123,5 см, 12 лет — 137,5…
Анализ изменений скорости развития говорит о том, что в течение последних 15 — 20 лет резко увеличивается число детей с самыми высокими показателями длины тела, близкими к максимальным — от 180 до 190 см. Именно эта группа детей и составляет «внешнее проявление» или портрет акселерационной тенденции. Имея в виду средние величины массы, также можно говорить…
Ускорение роста у современных детей сменяется его торможением в более ранние сроки, чем у детей в предыдущие десятилетия. Это связано с более ранним и началом, и завершением полового созревания. Ускорение полового созревания особенно четко прослеживается у девочек. Соответственно и окончание роста девочек может наступить уже в 14 — 15 лет. Несмотря на более раннюю остановку…