Каждый возраст имеет свои особенности
Каждый возраст имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при воспитании ребенка, и прежде всего подростка. Необходимо учитывать психологическое состояние ребенка, искать новые пути организации жизни и деятельности молодого человека. В противном случае мы встретим протест и сопротивление.
Подросток, чувствуя, как быстро увеличиваются его рост, масса, физическая сила и выносливость, замечая появление у себя вторичных половых признаков, видя, что нередко его знания превосходят знания родителей, считает себя взрослым и претендует на соответствующее к себе отношение, на самостоятельность и известную независимость.
Этим объясняется его чрезвычайно болезненная реакция на малейшие попытки взрослых умалить его достоинство. Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его мысли, взгляды.
Отношение к себе как к «маленькому» глубоко обижает его.
Вот почему в целях достижения правильных отношений с подростком недопустима со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль: навязчивая заботливость, назойливое руководство каждым его шагом, словом — все то, что было возможно в общении с младшим школьником.
Не следует злоупотреблять категорическими требованиями и распоряжениями, безапелляционными приказами, допускать бестактное вмешательство в его деятельность, и напротив, тон убеждения, совета или просьбы, содержащий элемент «равноправия» будет воздействовать на подростка эффективнее и быстрее.
Именно такой стиль «равноправных» отношений формирует, развивает «взрослое», ответственное поведение.
К тому же даваемые в ходе задушевных товарищеских бесед разъяснения встретят понимание в силу того, что в подростковый период идет интенсивное умственное развитие ребенка, формирование логического мышления, навыков аргументации. Доверие к возможностям подростка ведет к взаимопониманию, снижает критичность его отношения к мнению взрослых.
«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура
Изучение динамики физического развития детей дошкольного и школьного возраста в Ленинграде и Москве за последние десятилетия дает поразительные примеры акселерации. Так, средний рост мальчиков: трех лет в 1925 — 1926 гг. равнялся 89,5 см, а в 1971 — 1973 гг. — 96,2 см, семи лет — соответственно 115 и 123,5 см, 12 лет — 137,5…
Анализ изменений скорости развития говорит о том, что в течение последних 15 — 20 лет резко увеличивается число детей с самыми высокими показателями длины тела, близкими к максимальным — от 180 до 190 см. Именно эта группа детей и составляет «внешнее проявление» или портрет акселерационной тенденции. Имея в виду средние величины массы, также можно говорить…
Ускорение роста у современных детей сменяется его торможением в более ранние сроки, чем у детей в предыдущие десятилетия. Это связано с более ранним и началом, и завершением полового созревания. Ускорение полового созревания особенно четко прослеживается у девочек. Соответственно и окончание роста девочек может наступить уже в 14 — 15 лет. Несмотря на более раннюю остановку…
В самой тесной связи с показателями физического развития и полового созревания подростков находятся и такие важные характеристики, как мышечная сила, физическая выносливость и работоспособность. В целом они претерпевают в связи с акселерацией положительные изменения. Об этом свидетельствует рост спортивных достижений у детей и подростков. Вместе с тем сопоставление особенностей и степени гармонического и физического развития…
Ускорение роста и полового созревания может стать источником возникновения различных состояний, пограничных с заболеваниями. Врачи их обычно называют функциональными расстройствами сердечнососудистой, нервной или эндокринной систем. Иногда расстройства такого характера выявляются и со стороны органов пищеварения. Наиболее часто у детей с повышенным физическим развитием возникают функциональные расстройства сердечнососудистой системы, например вегетативно-сосудистая дистония. Сущность этого расстройства заключается…