Если семейный коллектив нравственно здоров

Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть то главное, что является первейшим условием успешного семейного воспитания.

Сказанное не означает, что изъяны воспитания не могут иметь места и в благополучной семье, где царят спокойная обстановка, хорошие отношения между родителями и детьми. Ошибки возникают тогда, когда вследствие недостаточной педагогической культуры (незнания психологических особенностей ребенка, особенно в подростковом возрасте, методов полового воспитания, путей оказания детям помощи в их учебной работе и т. п.) родители нарушают законы педагогического воздействия.

Чем как не низкой педагогической культурой можно объяснить такие, например, признания некоторых родителей, которые часто приходится слышать в школах: «Просто не знаем, что делать. И по-хорошему пробовали, и по-плохому. Уж кажется все запретили: и в кино не пускаем, и к товарищам. Когда мы дома, вроде занимается, а что делает после школы — разве уследишь?».

Или другое: «Чего только ни делаем: сыт, обут, и магнитофон купили, и велосипед… Отец обещал мотоцикл подарить — лишь бы учился!».

А так ли уж редко для родителей является полной неожиданностью сообщение классного руководителя о плохом поведении их ребенка на уроках, переменах, улице, о его лживости, нерадивости, грубости или заносчивости?

Не трудно представить, к чему ведут родительская слепота или крайние, уродливые формы поощрения и наказания. Вот почему, и жизнь настоятельно диктует это, долгом каждого отца и каждой матери является постоянное повышение своей педагогической культуры.

С этой целью в нашей стране предусматривается дальнейшее расширение сети педагогических университетов, лекториев для родителей, выпуск литературы по вопросам семейного воспитания. Каждая семья должна найти удобный для себя путь приобретения педагогических знаний. Однако никакие университеты и лектории не заменят живого, систематического контакта родителей со школой.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…


Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….


Иное дело — воспитание в семье. Оно зависит как от объективных, так и субъективных условий, не только от образа жизни и нравственных установок каждой конкретной семьи, но и от личных склонностей и вкусов родителей, их представлений о методах педагогического воздействия на ребенка, знания ими основ педагогики и возрастной психологии. Если работа учителя корректируется деятельностью всего…