Если семейный коллектив нравственно здоров

Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть то главное, что является первейшим условием успешного семейного воспитания.

Сказанное не означает, что изъяны воспитания не могут иметь места и в благополучной семье, где царят спокойная обстановка, хорошие отношения между родителями и детьми. Ошибки возникают тогда, когда вследствие недостаточной педагогической культуры (незнания психологических особенностей ребенка, особенно в подростковом возрасте, методов полового воспитания, путей оказания детям помощи в их учебной работе и т. п.) родители нарушают законы педагогического воздействия.

Чем как не низкой педагогической культурой можно объяснить такие, например, признания некоторых родителей, которые часто приходится слышать в школах: «Просто не знаем, что делать. И по-хорошему пробовали, и по-плохому. Уж кажется все запретили: и в кино не пускаем, и к товарищам. Когда мы дома, вроде занимается, а что делает после школы — разве уследишь?».

Или другое: «Чего только ни делаем: сыт, обут, и магнитофон купили, и велосипед… Отец обещал мотоцикл подарить — лишь бы учился!».

А так ли уж редко для родителей является полной неожиданностью сообщение классного руководителя о плохом поведении их ребенка на уроках, переменах, улице, о его лживости, нерадивости, грубости или заносчивости?

Не трудно представить, к чему ведут родительская слепота или крайние, уродливые формы поощрения и наказания. Вот почему, и жизнь настоятельно диктует это, долгом каждого отца и каждой матери является постоянное повышение своей педагогической культуры.

С этой целью в нашей стране предусматривается дальнейшее расширение сети педагогических университетов, лекториев для родителей, выпуск литературы по вопросам семейного воспитания. Каждая семья должна найти удобный для себя путь приобретения педагогических знаний. Однако никакие университеты и лектории не заменят живого, систематического контакта родителей со школой.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…