Главная / Родителям о детях / Мать и дитя / Воспитание самостоятельности

Воспитание самостоятельности

В общении ребенок овладевает речью, способностью наблюдать и мыслить, спрашивать и рассуждать.

В общении он узнает, что хорошо и что плохо, что можно делать и чего делать нельзя, он учится действовать разумно и целенаправленно, критически оценивать поступки реальных людей и литературных героев. В процессе общения ребенок начинает выделять себя, применять к другим и к самому себе нормы морали, принятые в современном ему обществе, и руководствоваться ими как эталонами.

Таким образом, среда как фактор развития личности есть явление социальное, исторически изменяющееся. Семья (микросреда), в которой проходит жизнь ребенка с первых дней его существования, представляет собой ячейку, клеточку общества.

Естественно, что на каждом этапе исторического развития с изменением среды, норм морали, ценностей культуры, вкусов, образа мыслей взрослых людей меняются цели и средства воспитания нового человека.

Воздействие среды становится решающим условием воспитания, когда оно специально направлено на выработку у ребенка желаемых черт, «заказанных» обществом, и осуществляется систематической педагогической деятельностью взрослых.


Воспитание самостоятельности начинается в раннем детстве

Воспитание самостоятельности начинается в раннем детстве Воспитание самостоятельности начинается в раннем детстве Воспитание самостоятельности начинается в раннем детстве


Поэтому в разных исторических условиях, в обществе с различным социальным строем и уровнем культуры, в многодетных или малых семьях, среди людей труда или буржуа развитие ребенка различно и результат его также различен (по направленности личности, ее способностям, уровню идейной зрелости и характеру жизненных целей и идеалов).

Содержание общения, его формы, направленность, организация являются важнейшими условиями влияния человеческой среды на подрастающего человека.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Развитие и воспитание

Основной задачей воспитания ребенка является создание таких условий жизни, которые обеспечили бы наилучшее развитие способностей, черт характера, необходимых молодому человеку, члену нового, социалистического общества. Как этого добиться? Какую роль в развитии детей играют обучение и воспитание, здоровье, окружающая среда? Имеет ли значение наследственность? Обо всем этом необходимо знать родителям, чтобы правильно организовать жизнь ребенка в…


Весьма показательны для характеристики личности и те средства, которыми человек пользуется для достижения поставленной цели, иначе говоря — его возможности (богатство знаний, навыки, умения, которыми он обладает, способности, которые развились у него в прежние периоды его жизни). Показателями уровня воспитанности человека являются и те отношения, оценки, переживания, которыми человек реагирует на достижение поставленных целей или…


В определенном возрасте у малыша появляются молочные зубы, потом они выпадают и вырастают постоянные. В определенные возрастные периоды начинают работать железы внутренней секреции, происходит особенно быстрый рост костей, в другие периоды рост замедляется и идет усиленное увеличение массы. Эти изменения в детском организме сказываются на работоспособности, утомляемости, возбудимости. Правильно ухаживая за ребенком, оберегая и укрепляя…


В развитии ребенка следует выделить три главные стороны: уровень умственного развития; сформированность его отношений к окружающей действительности, т. е. его чувства, желания, интересы; овладение им разнообразными практическими и умственными действиями. По тому, насколько развита каждая из этих сторон, можно судить об общем развитии ребенка. Формирование любой способности, любой стороны личности не идет равномерно. Есть периоды…


На протяжении всей истории педагогической науки ученые противопоставляли в качестве главных биологический и социальный факторы, влияющие на развитие человека. Буржуазные психологи и педагоги решающую роль отводили наследственности. Прогрессивные деятели, в том числе представители передовой русской педагогической мысли (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский…