Подростковый период

Подростковый период, или период полового созревания, длится с 11 — 12 до 15 — 16 лет. В это время происходит резкая функциональная перестройка большинства органов и систем человека.

Среди изменений, наступающих в подростковый период, определяющими являются изменения в области желез внутренней секреции, особенно половых. Значительные изменения отмечаются также в состоянии нервной системы. Характерны и отклонения, связанные с процессом роста.

Для подросткового периода типичны быстрый рост, нарушения пропорций тела, особенно длины конечностей. При этом нередко отмечаются слишком высокий рост; ускорение темпов которого достигает максимума в 12 — 17 лет, и похудание девочек-подростков.

Наибольшая прибавка роста в настоящее время составляет около 10 см в год. У девочек такое ускорение начинается на два года раньше, чем у мальчиков, и достигает своего максимума к моменту появления менструаций.

В это время окончательно определяются внешний облик человека и индивидуальные особенности пропорций его тела. Отмечается и наибольшая прибавка в массе. Если у детей до 10 лет она составляла около 2 кг в год, то подростки прибавляют в массе в течение года около 3 — 5 кг.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы их роста не одинаковы. Больше всего заметно увеличение длины ног и рук.

У девочек увеличиваются поперечные размеры таза и расширяется грудная клетка. У мальчиков вытягивание туловища наступает после того, как поперечник таза и длина рук и ног достигнут своего максимума. Изменяется у подростков и лицо.

В значительной мере это связано с увеличением нижней челюсти, которая растет быстрее всех остальных частей лица. Наиболее интенсивен ее рост у мальчиков. Грудная клетка приобретает такую же форму, как у взрослых.

У подростков значительно повышается мышечная сила, что обусловливается действием половых гормонов. Так, к 15 годам мышечная сила девушек нередко достигает максимума, свойственного взрослым женщинам. У мальчиков она достигает своего максимума позже.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

И. П. Павлов и его ученики доказали, что основой воспитания ребенка является выработка у него определенной системы рефлексов. Под рефлексом понимается ответная деятельность организма на то или иное раздражение при участии нервной системы. Раздражения внешней среды воспринимаются нашими органами чувств (глаза, уши и т.п.), передаются в мозг и вызывают возбуждение группы клеток коры головного мозга,…


Воспитание надо начинать с самых первых месяцев жизни, так как именно в раннем возрасте у ребенка легко образуются стойкие и прочные условные рефлексы. Большое внимание необходимо уделить выработке пищевого рефлекса и правильной организации сна. С первых месяцев жизни следует кормить ребенка и укладывать его спать в определенные часы (о чем подробно говорилось в предыдущих разделах…


До пяти или семи лет ребенок растет единственным в семье. Ему все разрешается, любое его желание немедленно удовлетворяется; он не имеет представления, что такое «нельзя». Но вот у него появляется брат или сестра. Помимо того, что любовь родителей и близких, которая раньше принадлежала ему одному, теперь поделена между двумя детьми (что иногда переживается болезненно), старший…


Рост Для определения роста, который должен иметь ребенок на том или ином году жизни, существует ориентировочный подсчет, который производится по формуле:  Н = 75 см + (5 см * Х), где: Н — рост обследуемого ребенка (в см); 75 см — средний рост малыша в возрасте одного года; 5 см — средняя годовая прибавка роста…


Из Наташи С., очень способной и живой девочки, дома делали «чудо-ребенка». В детском саду она была любимицей воспитательницы, которая всячески выделяла Наташу из среды других детей. Девочка выступала на концертах, сама сочиняла стихи и рассказы. Кроме того, ее научили рисовать, лепить, часто вели с ней длинные беседы о литературе, о живописи и т. д. Наряду…