Подростковый период

Подростковый период, или период полового созревания, длится с 11 — 12 до 15 — 16 лет. В это время происходит резкая функциональная перестройка большинства органов и систем человека.

Среди изменений, наступающих в подростковый период, определяющими являются изменения в области желез внутренней секреции, особенно половых. Значительные изменения отмечаются также в состоянии нервной системы. Характерны и отклонения, связанные с процессом роста.

Для подросткового периода типичны быстрый рост, нарушения пропорций тела, особенно длины конечностей. При этом нередко отмечаются слишком высокий рост; ускорение темпов которого достигает максимума в 12 — 17 лет, и похудание девочек-подростков.

Наибольшая прибавка роста в настоящее время составляет около 10 см в год. У девочек такое ускорение начинается на два года раньше, чем у мальчиков, и достигает своего максимума к моменту появления менструаций.

В это время окончательно определяются внешний облик человека и индивидуальные особенности пропорций его тела. Отмечается и наибольшая прибавка в массе. Если у детей до 10 лет она составляла около 2 кг в год, то подростки прибавляют в массе в течение года около 3 — 5 кг.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы их роста не одинаковы. Больше всего заметно увеличение длины ног и рук.

У девочек увеличиваются поперечные размеры таза и расширяется грудная клетка. У мальчиков вытягивание туловища наступает после того, как поперечник таза и длина рук и ног достигнут своего максимума. Изменяется у подростков и лицо.

В значительной мере это связано с увеличением нижней челюсти, которая растет быстрее всех остальных частей лица. Наиболее интенсивен ее рост у мальчиков. Грудная клетка приобретает такую же форму, как у взрослых.

У подростков значительно повышается мышечная сила, что обусловливается действием половых гормонов. Так, к 15 годам мышечная сила девушек нередко достигает максимума, свойственного взрослым женщинам. У мальчиков она достигает своего максимума позже.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Значительная неравномерность роста отдельных органов вызывает временное нарушение координаций движений — неуклюжесть, неповоротливость, угловатость — столь характерные для подростков. После 15 лет эти явления постепенно проходят. В подростковом периоде увеличивается количество и усиливается деятельность сальных желез, особенно у мальчиков, что нередко ведет в конце этого периода к появлению юношеских угрей. Изменяется и функция потовых желез….


Предупреждение детской нервности

С давних времен было замечено различие характеров и темпераментов людей. Великий врач древней Греции Гиппократ разделял людей по темпераменту на сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов. Выдающийся русский ученый акад. И. П. Павлов доказал, что различия темпераментов, или типов высшей нервной деятельности, связаны с особенностями основных нервных процессов. Этими процессами являются возбуждение и торможение. Возбудительный и тормозной…


К сильному типу относятся и холерики. Но у этих детей при активном возбудительном процессе отмечается слабость процесса торможения. Это особенно подвижные, непоседливые дети, не способные заняться чем-нибудь даже сравнительно короткое время. Задание, связанное с длительным пребыванием в одном положении, может явиться для них «сверхсильным», т. е. вызвать перенапряжение и без того слабого тормозного процесса, привести…


И. П. Павлов и его ученики доказали, что основой воспитания ребенка является выработка у него определенной системы рефлексов. Под рефлексом понимается ответная деятельность организма на то или иное раздражение при участии нервной системы. Раздражения внешней среды воспринимаются нашими органами чувств (глаза, уши и т.п.), передаются в мозг и вызывают возбуждение группы клеток коры головного мозга,…


Воспитание надо начинать с самых первых месяцев жизни, так как именно в раннем возрасте у ребенка легко образуются стойкие и прочные условные рефлексы. Большое внимание необходимо уделить выработке пищевого рефлекса и правильной организации сна. С первых месяцев жизни следует кормить ребенка и укладывать его спать в определенные часы (о чем подробно говорилось в предыдущих разделах…