Переломы костей (лечебные задачи)

Большая часть общих лечебных задач решается с помощью обще-развивающих упражнений. Они подбираются в строгом соответствии с возрастом, физическим развитием и состоянием ребенка. Их осуществляют из всех исходных положений, которые возможны при данной иммобилизации. Общеразвивающие упражнения должны охватывать все группы мышц.

В занятия лечебной физкультурой включают упражнения дыхательные (статические и динамические), на внимание, координацию движений, в расслаблении, корригирующие. Могут быть использованы упражнения с предметами и без предметов, со снарядами и без них. Обязательным является соблюдение принципа рассеянной мышечной нагрузки, чередования динамических упражнений, статических напряжений и расслабления. В занятия необходимо включать игры малой подвижности, возможные в условиях иммобилизации.

Для решения специальных задач в периоде иммобилизации включают следующие упражнения

1. Упражнения для симметричной конечности, они способствуют улучшению кровоснабжения и трофики в иммобилизованной.

2. Упражнения в свободных от иммобилизации суставах пораженной конечности. Они производятся сначала с помощью, а затем самостоятельно, до появления возможности за счет мышц иммобилизованной конечности приподнимать ее.

3. Мысленные, так называемые идеомоторные, упражнения для иммобилизованной конечности. Во время этих упражнений ребенок должен сосредоточиться на выполнении движения, проводить их как бы изолированно для больной конечности, с охватом только одного сустава, в одной плоскости, в медленном темпе.

4. Статическое напряжение мышц иммобилизованной конечности. При этих упражнениях происходит сближение костных отломков, стимулируются процессы регенерации в месте перелома, активизируются кровоснабжение, трофика пораженной конечности.

5. При переломах костей бедра и голени, кроме того, используют упражнения в давлении по оси конечности: на ящик, специальную подставку или спинку кровати — и упражнения в опускании иммобилизованной ноги ниже уровня постели. Эти упражнения обеспечивают подготовку поврежденной конечности к осевой нагрузке и последующее восстановление опорной функции, тренировку тонуса сосудов. В дальнейшем в занятия включают ходьбу в гипсовой повязке. При этом должна быть обеспечена равная длина конечностей за счет набоек, высоких каблуков и т. д. Степень опоры дозируется с помощью костылей.

6. К специальным средствам лечебной физкультуры относятся и упражнения, способствующие формированию компенсаций: укрепление здоровой ноги и рук для подготовки к ходьбе при травме нижней конечности, улучшение качества движения здоровой руки при травме верхних конечностей и т. д.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Основными задачами лечения переломов костей у детей являются восстановление правильной оси конечности, создание условий, способствующих удержанию отломков в правильном положении до формирования костной мозоли, нормализация функции (опороспособности, движения). В зависимости от общего состояния больного, характера перелома и задач лечения применяются различные виды иммобилизации. Так как у детей чаще сохраняется правильная ось конечности или смещение отломков…


Эти переломы встречаются у детей сравнительно часто. Переломы со смещением отломков редки, а неполные переломы распространены, особенно у детей раннего и дошкольного возраста. Переломы костей запястья и пястных костей возникают при прямом воздействии силы, а переломы фаланг пальцев — при ушибах, падениях, играх. Переломы костей запястья и кисти могут излечиваться в амбулаторных условиях (с хорошими…


Лечение травмы локтевого сустава в настоящее время осуществляется на достаточно высоком уровне, однако функция сустава у детей не всегда восстанавливается полностью. Поэтому медицинской реабилитации детей с последствиями повреждений локтя придается большое значение. Цель реабилитации — полноценное восстановление здоровья и дееспособности травмированного ребенка и его быстрейший возврат к обычным условиям жизни, учебы, занятиям физкультурой и спортом….


У детей чаще всего встречается простое растяжение связок, в ряде случаев возможен надрыв отдельных волокон. У детей старшего возраста могут быть разрывы и отрывы связок. Механизм травмы — поворот супинированной и приведенной стопы кнутри. В этом случае страдают наружные боковые и малоберцовая связки. Клиника При растяжении связок наблюдаются кратковременная боль, потом светлый промежуток на 2—3…


Отморожения возникают при действии низких температур. Степень отморожения зависит от различных факторов. Она больше, если длительное действие холода, ветра и повышенной влажности сочетаются с пониженным питанием ребенка или его организм ослаблен предшествующими заболеваниями. Кроме того, маленькие дети более чувствительны к холоду. Способствует отморожению и нерациональная одежда ребенка (тесная обувь, влажные варежки и носки и др.)….