Переломы костей (лечебные задачи)

Большая часть общих лечебных задач решается с помощью обще-развивающих упражнений. Они подбираются в строгом соответствии с возрастом, физическим развитием и состоянием ребенка. Их осуществляют из всех исходных положений, которые возможны при данной иммобилизации. Общеразвивающие упражнения должны охватывать все группы мышц.

В занятия лечебной физкультурой включают упражнения дыхательные (статические и динамические), на внимание, координацию движений, в расслаблении, корригирующие. Могут быть использованы упражнения с предметами и без предметов, со снарядами и без них. Обязательным является соблюдение принципа рассеянной мышечной нагрузки, чередования динамических упражнений, статических напряжений и расслабления. В занятия необходимо включать игры малой подвижности, возможные в условиях иммобилизации.

Для решения специальных задач в периоде иммобилизации включают следующие упражнения

1. Упражнения для симметричной конечности, они способствуют улучшению кровоснабжения и трофики в иммобилизованной.

2. Упражнения в свободных от иммобилизации суставах пораженной конечности. Они производятся сначала с помощью, а затем самостоятельно, до появления возможности за счет мышц иммобилизованной конечности приподнимать ее.

3. Мысленные, так называемые идеомоторные, упражнения для иммобилизованной конечности. Во время этих упражнений ребенок должен сосредоточиться на выполнении движения, проводить их как бы изолированно для больной конечности, с охватом только одного сустава, в одной плоскости, в медленном темпе.

4. Статическое напряжение мышц иммобилизованной конечности. При этих упражнениях происходит сближение костных отломков, стимулируются процессы регенерации в месте перелома, активизируются кровоснабжение, трофика пораженной конечности.

5. При переломах костей бедра и голени, кроме того, используют упражнения в давлении по оси конечности: на ящик, специальную подставку или спинку кровати — и упражнения в опускании иммобилизованной ноги ниже уровня постели. Эти упражнения обеспечивают подготовку поврежденной конечности к осевой нагрузке и последующее восстановление опорной функции, тренировку тонуса сосудов. В дальнейшем в занятия включают ходьбу в гипсовой повязке. При этом должна быть обеспечена равная длина конечностей за счет набоек, высоких каблуков и т. д. Степень опоры дозируется с помощью костылей.

6. К специальным средствам лечебной физкультуры относятся и упражнения, способствующие формированию компенсаций: укрепление здоровой ноги и рук для подготовки к ходьбе при травме нижней конечности, улучшение качества движения здоровой руки при травме верхних конечностей и т. д.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

В связи со сложностью строения и наличием нескольких осей движения в локтевом суставе возможны вывихи нескольких видов. Все вывихи в локтевом суставе можно разделить на следующие группы. Вывихи обеих костей предплечья. К ним относятся задний, задненаружный, наружный, задневнутренний, расходящийся. Изолированные вывихи каждой из костей предплечья. К ним относятся: вывихи головки лучевой кости (передний, наружный вывих,…


Переломы верхнего эпиметафиза большеберцовой кости у детей встречаются редко. Чаще бывают переломы межмышелкового возвышения. Лечение При межмыщелковых переломах осуществляется иммобилизация глубокой гипсовой лонгетой от пальцев стопы до верхней трети бедра. Колено согнуто под углом 165°. Срок иммобилизации 3 нед. Осевая нагрузка разрешается сразу же после снятия иммобилизации. При переломах эпиметафиза срок иммобилизации 2—3 нед. Переломы…


Лечебная физкультура при переломах области локтевого сустава является важнейшим звеном комплексной терапии, обеспечивающим решение как общих, так и специальных лечебных задач. С первых же дней после наложения иммобилизации, если позволяет общее состояние больного, на фоне общеразвивающих проводят упражнения для пальцев иммобилизованной конечности, идеомоторные упражнения для лучезапястного и локтевого суставов, назначают также движения в плечевом суставе…


Такие переломы протекают тяжело, сопровождаются изменениями общего состояния вплоть до шокового, что требует организации срочных реанимационных мероприятий. Положение больного вынужденное. Ребенок принимает положение «лягушки»: ноги разведены и согнуты в коленных и тазобедренных суставах. При разрыве лонного сочленения ребенок сгибает ноги и приводит их к туловищу. При односторонних переломах наблюдается асимметрия таза. Диагноз подтверждается рентгенографическим исследованием….


Лечение ребенка, пострадавшего от ожогов, прежде всего заключается в оказании первой помощи. Освобождают от одежды обожженные участки, дезинфицируют и обезболивают их. Затем закрывают обожженный участок сухой стерильной повязкой. У детей чаще, чем у взрослых, проводится стационарное лечение. В условиях стационара прежде всего назначают противошоковую терапию, включающую обезболивающие средства, переливание крови и кровезамещающих жидкостей, сердечнососудистые средства,…