Гипотонические состояния (задачи ЛФК)

Задачи лечебной физкультуры сводятся к нормализации сосудистого тонуса и других показателей сердечнососудистой системы, а также к устранению имеющихся нейроэндокринных сдвигов, восстановлению нервной регуляции.

Вместе с частными задачами решаются и общие: восстановление свойственных возрасту двигательных навыков, повышение физической работоспособности и неспецифической сопротивляемости до уровня физиологической нормы. Перечисленные задачи решаются с помощью специальных и общих средств лечебной физкультуры.

К последним относятся общеразвивающие физические упражнения, упражнения в развитии основных движений (ходьба, прыжки и др.), подвижные игры. Специальными, оказывающими преимущественно прессорное действие, являются гимнастические упражнения с отягощением и сопротивлением в медленном и среднем темпе, упражнения скоростно-силового и статического (в изометрическом режиме) характера.

Методика лечебной физкультуры разработана, в основном, для взрослых больных, в детской практике опыт применения недостаточен. Рекомендуется сочетание общеразвивающих упражнений, соответствующих двигательному режиму, со специальными. При построении занятия целесообразны укорочение заключительной части, увеличение нагрузки и включение скоростно-силовых упражнений в конце основной, что способствует длительному последействию занятий лечебной физкультурой в виде повышения артериального давления.

Сниженная переносимость физических нагрузок требует особого подхода и к построению курса лечебной физкультуры. Вводный период курса удлиняется до 7 — 8 и более дней, пока постепенно от занятия к занятию не будет восстановлена требуемая адаптация к физической нагрузке.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Общеразвивающие физические упражнения, подобранные в соответствии с возрастом, физическим развитием и состоянием ребенка, игры малой и средней подвижности, обеспечивающие в начале лечебного курса нагрузку ниже средней, а затем (с расширением адаптивных возможностей организма) и средней интенсивности. Ведущими средствами для решения специальных задач являются простые по выполнению гимнастические упражнения для средних мышечных групп с большим количеством…


Лечебная физкультура в активной фазе ревматизма направлена на решение перечисленных задач, адекватных особенностям метода. Клинико-физиологическим обоснованием для использования лечебной физкультуры при поражениях сердца является возможность компенсации недостаточности кровообращения за счет активизации экстракардиальных факторов кровообращения с помощью средств лечебной физкультуры. Такое влияние оказывают дыхательные движения, увеличивающие присасывающее действие грудной клетки по отношению к венозному кровотоку, мышечные…


Лечебная физкультура применяется в строгом соответствии и сочетании с лечебно-охранительным режимом, медикаментозной терапией, физиотерапией, лечебным питанием и другими видами комплексной терапии. При выраженном обострении ревматоидного артрита назначается постельный режим. Специальная укладка предупреждает возможные контрактуры и деформации, в ряде случаев применяется иммобилизация с помощью лонгет или гипсовой кроватки. Лечебная физкультура проводится в форме индивидуальных занятий с…


Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и со своеобразием реактивности организма ребенка. Важнейшие из морфологических особенностей сводятся к «экспираторному» строению грудной клетки (как бы находящейся в состоянии вдоха) в раннем возрасте, сравнительной узости трахеи, бронхов и бронхиол, богатой васкуляризации легких, слизистой оболочки…


Лечебная физкультура назначается во все периоды лечения хронического бронхита как средство патогенетической и неспецифической стимулирующей терапии. Физические упражнения, вовлекающие в работу мышцы грудной клетки и верхних конечностей, способствуют резкому усилению их лимфо- и кровоснабжения, что, в свою очередь, обеспечивает улучшение лимфо- и кровоснабжения бронхолегочной системы в силу анатомических, функциональных и моторно-висцеральных взаимоотношений. Таким образом, эта…