Пороки сердца врожденные (ЛФК в послеоперационном периоде)

В послеоперационном периоде методика зависит от вида порока и характера оперативного вмешательства, при этом следует учитывать происходящие после операции изменения гемодинамики. Необходимо четкое представление о характере операции для правильного понимания задач и методики лечебной физкультуры.

В раннем послеоперационном периоде занятия начинают в первые сутки после операции, включая дыхательные упражнения, кашлевые движения, упражнения для малых мышечных групп, в дальнейшем присоединяются упражнения для конечностей, повороты туловища и приподнимание таза (с помощью). Проводимые упражнения чередуются с массажем спины и грудной клетки (на участках, свободных от повязки).

По согласованию с лечащим врачом вводится исходное положение сидя в постели с поддержкой и сидя со спущенными ногами. Физическая нагрузка подбирается под контролем ответных реакций частоты сердечных сокращений, функциональных показателей дыхания. Через 3 — 5 дней после операции двигательный режим расширяется за счет исходных положений сидя на стуле и стоя, длительность специальных занятий увеличивается до 15—20 мин, включаются упражнения общеразвивающие, симметричные, с предметами, что обеспечивает равномерное участие в движениях оперированной и неоперированной сторон, предупреждая развитие застойных явлений на оперированной стороне и последующие нарушения осанки (темп медленный, для некоторых упражнений — средний).

Специальные задачи решаются включением различных вариантов дыхательных упражнений, упражнений в расслаблении, корригирующих и подбором исходных положений. В соответствии с возможностями режима используются, упражнения для всех мышечных групп, физическая нагрузка постепенно увеличивается до уровня ниже средней. На заключительном этапе занятий лечебной физкультурой обеспечивается достаточная адаптация к среднему уровню нагрузок. Дальнейшие занятия проводятся в санатории, где обеспечивается 2-й этап реабилитации таких больных.

При консервативном ведении больных лечебная физкультура является одним из ведущих средств, поддерживающих длительность фазы относительной компенсации. Ее назначение основывается на компенсаторном (активизация экстракардиальных факторов), трофическом (улучшение коронарного кровотока, обменных процессов в миокарде) и стимулирующем механизмах действия лечебной физкультуры.

Методика лечебной физкультуры строится индивидуально, с соблюдением клинически и функционально обоснованного выбора первоначальной физической нагрузки и ее постепенного увеличения в дальнейшем под контролем ответных реакций организма. Как и при оперативных вмешательствах, методика сочетает общеразвивающие, адекватные возможностям и возрасту больного упражнения с дыхательными, упражнениями в расслаблении и для развития основных движений.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Стеноз левого предсердно-желудочкового отверстия (митральный стеноз) изолированно встречается редко. При этом пороке имеется сужение фиброзного кольца, в результате которого левое предсердие не перекачивает полностью кровь в левый желудочек, гипертрофируется, гели это не компенсирует образовавшийся порок, развивается гипергензия малого круга кровообращения, а затем и гипертрофия правого желудочка. При обследовании определяется расширение границ сердца вверх и вправо,…


Лечебная физкультура применяется на всех этапах лечения артритов в связи с возможностью глубокого воздействия средств лечебной физкультуры на организм больного и пораженный суставной аппарат. Задачи последней в комплексной терапии артритов практически совпадают с вышеперечисленными лечебными задачами (за исключением борьбы с инфекцией). Наиболее важными следует считать трофическое действие физических упражнений и массажа, обеспечивающих уменьшение, а затем…


Лечение анемий — всегда комплексное, с учетом этиологии, патогенеза, общего состояния ребенка и клинико-лабораторных данных. Обеспечиваются восполнение дефицита гемопоэтических факторов, полноценная диетотерапия, оптимальный режим. При апластических и гипопластических анемиях — гемотрансфузия, гормонотерапия, антибиотики. При некоторых формах гемолитических анемий проводится спленэктомия. Лечебная физкультура при анемиях у детей применяется как средство неспецифической стимулирующей терапии, а при некоторых видах…


Типичным для бронхиальной астмы является приступ удушья: больной не может выдохнуть воздух, грудная клетка расширена и приподнята, в дыхании участвуют вспомогательные мышцы, ребенок сидит, опираясь руками о края кровати, плечи его приподняты, голова втянута, дыхание шумное, зрачки расширены, пульс учащен, нередко бывает частый сухой, мучительный кашель. Приступ бронхиальной астмы редко возникает на фоне полного здоровья,…


Пневмонии у детей раннего возраста по патогенезу и клинической картине характеризуются генерализованным поражением организма с поражением многих органов и систем. Простая (локализованная) форма пневмонии развивается после острых респираторных заболеваний, характеризуется кашлем, одышкой, повышением температуры, ухудшением общего состояния, снижением аппетита, вялостью, капризностью, развитием признаков дыхательной недостаточности. По мнению Ю. Ф. Домбровской, локализованная форма пневмонии встречается у…