Бронхиальная астма (ЛФК в межприступном периоде)

В межприступном периоде лечебная физкультура применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий, самостоятельно выполняемых ребенком индивидуальных назначений. Из средств лечебной физкультуры применяются разнообразные гимнастические упражнения из всех исходных положений, обеспечивающие планомерное увеличение физической нагрузки, физические упражнения прикладного типа, подвижные игры.

Специальные упражнения обеспечивают закрепление достигнутого лечебного эффекта, их доля относительно уменьшается. Применяются упражнения для обучения навыку полного дыхания, дыхательные упражнения динамические, в том числе и с сопротивлением, упражнения в расслаблении. Занятия лечебной физкультурой проводятся систематически, после выписки из стационара они продолжаются в санатории, в поликлинике. При возобновлении занятий в школе дети, состоящие на диспансерном учете по поводу бронхиальной астмы, занимаются физкультурой в специальной медицинской группе.

Описание специальных упражнений при бронхиальной астме

1. Стоя, медленное поднимание рук через стороны вверх — вдох, опускание рук вниз — продолжительный выдох с произнесением звука «шш-шш-шш».

2. Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на грудной клетке, пальцами вперед. Отведение локтей назад — вдох, наклон вперед со ступенчатым выдохом и толчкообразными нажимами кистями рук на ребра с произнесением звука «оо-оо-оо».

3. Стоя, ноги шире плеч, кисти рук сцеплены в замок, руки опущены. Руки вверх — вдох, наклон, кисти рук пронести между колен — выдох с произнесением звуков «у-ухх» (упражнение «дровосек»).

4. Сидя, руки на поясе. Отвести правую руку в сторону, назад с поворотом туловища в ту же сторону — вдох, возврат в исходное положение — продолжительный выдох. То же в левую сторону.

5. Лежа на спине, кисти рук на груди и на животе. Вдох — грудная клетка и передняя стенка живота приподнимаются, удлиненный выдох — кисти рук слегка нажимают на грудь и живот.

6. Стоя на четвереньках — голову приподнять, спину прогнуть в пояснице — вдох, голову опустить, спину выгнуть дугой вверх — продолжительный выдох с произнесением звуков «ф-рр-ф-рр».

7. Лежа на спине, руки согнуты в локтях в упоре на локти, ноги согнуты в коленях с опорой на стопы. Расслабить, уронить вдоль туловища правую руку. Расслабить, уронить вдоль туловища левую руку. Расслабить правую ногу, расслабить левую ногу. Проверить полноту расслабления.

8. Сидя, руки на поясе — упражнение в расслаблении. Расслабить и уронить правую руку. Расслабить и уронить левую руку. Расслабить мышцы шеи — наклонить голову. Проверить полноту расслабления.

9. Стоя — упражнение в расслаблении. Поднять руки вверх — расслабить и уронить кисти, расслабить и уронить плечи, полностью расслабить руки и слегка поболтать ими. Расслабить мышцы шеи, наклонить голову. Приподнять и встряхнуть правую ногу. Приподнять и встряхнуть левую ногу.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Пороки сердца приобретенные — органические поражения клапанного аппарата. Этиология приобретенных пороков — ревматизм, редко — подострый септический эндокардит. Патогенез — воспалительный процесс в эндокарде приводит к рубцовым изменениям клапанов и фиброзного кольца, сморщиванию и деформации, в результате чего возникают недостаточность, стеноз или комбинация недостаточности и стеноза клапанов с соответствующими расстройствами сердечной деятельности и гемодинамики. Морфологические изменения…


Артрит — воспалительное заболевание суставов. В соответствии с рабочей классификацией, принятой на I Всесоюзном съезде ревматологов в 1971 г., различают самостоятельные нозологические формы артритов (ревматоидный артрит, ревматический полиартрит, инфекционно-аллергический полиартрит, а также инфекционные специфические артриты) и артриты, связанные с другими заболеваниями. В отдельную группу отнесены травматические артриты. Этиология Артриты развиваются в результате инфекции, аллергии или…


Важнейшая физиологическая роль крови обусловливает значение этой группы заболеваний в детском возрасте, хотя их частота относительно невелика. Основные функции крови связаны с участием в дыхании путем транспорта кислорода и углекислоты, переносом питательных веществ к тканям, экскрецией конечных продуктов обмена, обеспечением гомеостаза, переносом гормонов и участием их в гуморальной регуляции жизнедеятельности, терморегуляцией, наконец, обеспечением гуморальной защиты…


Лечение ателектазов проводится по принципам лечения основного заболевания, с помощью бронхоскопии или консервативно восстанавливают проходимость бронха. Применяют бронхолитические протеолитические ферменты в аэрозолях, физиотерапию, лечебную физкультуру. Лечебная физкультура направлена на восстановление воздушности легкого, восстановление нарушенной бронхиальной проходимости, компенсацию и устранение дыхательной недостаточности, а также на решение ведущих задач лечения основного заболевания, осложненного ателектазом. К специальным средствам…


Пневмония — воспаление легких, одно из частых заболеваний в детском возрасте. Распространенность пневмоний у детей связана с анатомо-физиологическими особенностями, обусловливающими низкие резервные возможности аппарата дыхания, легкость нарушения бронхиальной проходимости, склонность к отекам, ателектатическим процессам, генерализации инфекции. Этиология пневмоний — вирусно-микробная, смешанная, среди бактериальных возбудителей ведущую роль играют стафилококки, стрептококки, пневмококки, кишечная палочка, из вирусов —…