Бронхиальная астма (ЛФК в межприступном периоде)

В межприступном периоде лечебная физкультура применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий, самостоятельно выполняемых ребенком индивидуальных назначений. Из средств лечебной физкультуры применяются разнообразные гимнастические упражнения из всех исходных положений, обеспечивающие планомерное увеличение физической нагрузки, физические упражнения прикладного типа, подвижные игры.

Специальные упражнения обеспечивают закрепление достигнутого лечебного эффекта, их доля относительно уменьшается. Применяются упражнения для обучения навыку полного дыхания, дыхательные упражнения динамические, в том числе и с сопротивлением, упражнения в расслаблении. Занятия лечебной физкультурой проводятся систематически, после выписки из стационара они продолжаются в санатории, в поликлинике. При возобновлении занятий в школе дети, состоящие на диспансерном учете по поводу бронхиальной астмы, занимаются физкультурой в специальной медицинской группе.

Описание специальных упражнений при бронхиальной астме

1. Стоя, медленное поднимание рук через стороны вверх — вдох, опускание рук вниз — продолжительный выдох с произнесением звука «шш-шш-шш».

2. Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на грудной клетке, пальцами вперед. Отведение локтей назад — вдох, наклон вперед со ступенчатым выдохом и толчкообразными нажимами кистями рук на ребра с произнесением звука «оо-оо-оо».

3. Стоя, ноги шире плеч, кисти рук сцеплены в замок, руки опущены. Руки вверх — вдох, наклон, кисти рук пронести между колен — выдох с произнесением звуков «у-ухх» (упражнение «дровосек»).

4. Сидя, руки на поясе. Отвести правую руку в сторону, назад с поворотом туловища в ту же сторону — вдох, возврат в исходное положение — продолжительный выдох. То же в левую сторону.

5. Лежа на спине, кисти рук на груди и на животе. Вдох — грудная клетка и передняя стенка живота приподнимаются, удлиненный выдох — кисти рук слегка нажимают на грудь и живот.

6. Стоя на четвереньках — голову приподнять, спину прогнуть в пояснице — вдох, голову опустить, спину выгнуть дугой вверх — продолжительный выдох с произнесением звуков «ф-рр-ф-рр».

7. Лежа на спине, руки согнуты в локтях в упоре на локти, ноги согнуты в коленях с опорой на стопы. Расслабить, уронить вдоль туловища правую руку. Расслабить, уронить вдоль туловища левую руку. Расслабить правую ногу, расслабить левую ногу. Проверить полноту расслабления.

8. Сидя, руки на поясе — упражнение в расслаблении. Расслабить и уронить правую руку. Расслабить и уронить левую руку. Расслабить мышцы шеи — наклонить голову. Проверить полноту расслабления.

9. Стоя — упражнение в расслаблении. Поднять руки вверх — расслабить и уронить кисти, расслабить и уронить плечи, полностью расслабить руки и слегка поболтать ими. Расслабить мышцы шеи, наклонить голову. Приподнять и встряхнуть правую ногу. Приподнять и встряхнуть левую ногу.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Стеноз левого предсердно-желудочкового отверстия (митральный стеноз) изолированно встречается редко. При этом пороке имеется сужение фиброзного кольца, в результате которого левое предсердие не перекачивает полностью кровь в левый желудочек, гипертрофируется, гели это не компенсирует образовавшийся порок, развивается гипергензия малого круга кровообращения, а затем и гипертрофия правого желудочка. При обследовании определяется расширение границ сердца вверх и вправо,…


Лечебная физкультура применяется на всех этапах лечения артритов в связи с возможностью глубокого воздействия средств лечебной физкультуры на организм больного и пораженный суставной аппарат. Задачи последней в комплексной терапии артритов практически совпадают с вышеперечисленными лечебными задачами (за исключением борьбы с инфекцией). Наиболее важными следует считать трофическое действие физических упражнений и массажа, обеспечивающих уменьшение, а затем…


Лечение анемий — всегда комплексное, с учетом этиологии, патогенеза, общего состояния ребенка и клинико-лабораторных данных. Обеспечиваются восполнение дефицита гемопоэтических факторов, полноценная диетотерапия, оптимальный режим. При апластических и гипопластических анемиях — гемотрансфузия, гормонотерапия, антибиотики. При некоторых формах гемолитических анемий проводится спленэктомия. Лечебная физкультура при анемиях у детей применяется как средство неспецифической стимулирующей терапии, а при некоторых видах…


Типичным для бронхиальной астмы является приступ удушья: больной не может выдохнуть воздух, грудная клетка расширена и приподнята, в дыхании участвуют вспомогательные мышцы, ребенок сидит, опираясь руками о края кровати, плечи его приподняты, голова втянута, дыхание шумное, зрачки расширены, пульс учащен, нередко бывает частый сухой, мучительный кашель. Приступ бронхиальной астмы редко возникает на фоне полного здоровья,…


Лечение больных пневмонией в раннем возрасте строится комплексно, средства подбираются в соответствии с лечебными задачами, среди которых первостепенное значение имеют ликвидация вирусно-бактериальных и иных источников заболевания и компенсация дыхательной недостаточности. Первая задача решается систематическим и рациональным использованием антибиотиков (пенициллина, полусинтетических препаратов пенициллина и их комбинации), сульфаниламидных препаратов с учетом их побочного действия и совместимости. Для…