Бронхиальная астма (ЛФК в межприступном периоде)

В межприступном периоде лечебная физкультура применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий, самостоятельно выполняемых ребенком индивидуальных назначений. Из средств лечебной физкультуры применяются разнообразные гимнастические упражнения из всех исходных положений, обеспечивающие планомерное увеличение физической нагрузки, физические упражнения прикладного типа, подвижные игры.

Специальные упражнения обеспечивают закрепление достигнутого лечебного эффекта, их доля относительно уменьшается. Применяются упражнения для обучения навыку полного дыхания, дыхательные упражнения динамические, в том числе и с сопротивлением, упражнения в расслаблении. Занятия лечебной физкультурой проводятся систематически, после выписки из стационара они продолжаются в санатории, в поликлинике. При возобновлении занятий в школе дети, состоящие на диспансерном учете по поводу бронхиальной астмы, занимаются физкультурой в специальной медицинской группе.

Описание специальных упражнений при бронхиальной астме

1. Стоя, медленное поднимание рук через стороны вверх — вдох, опускание рук вниз — продолжительный выдох с произнесением звука «шш-шш-шш».

2. Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на грудной клетке, пальцами вперед. Отведение локтей назад — вдох, наклон вперед со ступенчатым выдохом и толчкообразными нажимами кистями рук на ребра с произнесением звука «оо-оо-оо».

3. Стоя, ноги шире плеч, кисти рук сцеплены в замок, руки опущены. Руки вверх — вдох, наклон, кисти рук пронести между колен — выдох с произнесением звуков «у-ухх» (упражнение «дровосек»).

4. Сидя, руки на поясе. Отвести правую руку в сторону, назад с поворотом туловища в ту же сторону — вдох, возврат в исходное положение — продолжительный выдох. То же в левую сторону.

5. Лежа на спине, кисти рук на груди и на животе. Вдох — грудная клетка и передняя стенка живота приподнимаются, удлиненный выдох — кисти рук слегка нажимают на грудь и живот.

6. Стоя на четвереньках — голову приподнять, спину прогнуть в пояснице — вдох, голову опустить, спину выгнуть дугой вверх — продолжительный выдох с произнесением звуков «ф-рр-ф-рр».

7. Лежа на спине, руки согнуты в локтях в упоре на локти, ноги согнуты в коленях с опорой на стопы. Расслабить, уронить вдоль туловища правую руку. Расслабить, уронить вдоль туловища левую руку. Расслабить правую ногу, расслабить левую ногу. Проверить полноту расслабления.

8. Сидя, руки на поясе — упражнение в расслаблении. Расслабить и уронить правую руку. Расслабить и уронить левую руку. Расслабить мышцы шеи — наклонить голову. Проверить полноту расслабления.

9. Стоя — упражнение в расслаблении. Поднять руки вверх — расслабить и уронить кисти, расслабить и уронить плечи, полностью расслабить руки и слегка поболтать ими. Расслабить мышцы шеи, наклонить голову. Приподнять и встряхнуть правую ногу. Приподнять и встряхнуть левую ногу.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Теоретические предпосылки для использования физических упражнений и регламентированной двигательной деятельности при лечении заболеваний сердечнососудистой системы у детей связаны с многосторонним влиянием мышечной работы на показатели функциональной системы кровообращения и морфологические характеристики сердца и сосудов. Это влияние обнаруживается не только в физиологических условиях нормального роста и развития, но и при заболеваниях. Прежде всего оно заключается в…


Комбинированный порок двустворчатого (митрального) клапана, митральная болезнь — сочетание стеноза и недостаточности. Формирование порока может начинаться со стенозирования, а затем развивается деформация створок клапана (первичный стеноз). Если продолжающийся эндокардит, вызвавший недостаточность клапанов, приводит к сужению фиброзного кольца, возникает вторичный стеноз. Клиническая картина и физикальные данные определяются преобладанием явлений стеноза или недостаточности. «Справочник по детской лечебной…


Клиника ревматоидного артрита разнообразна. По А. А. Яковлевой (1977), различают преимущественно суставную, суставно-висцеральную и комбинированные формы. Наиболее типичная в детском возрасте суставная форма с подострым течением начинается постепенно, реже остро. Иногда на фоне нормальной, чаще субфебрильной температуры при неизмененном общем состоянии появляются боль и припухлость в одном или нескольких суставах. Суставы могут опухать без болевых…


Общестимулирующий эффект занятий лечебной физкультурой при анемиях дает возможность повысить уровень неспецифической сопротивляемости организма ребенка, улучшить обменные процессы и способствовать нормализации его массы. Лечебная физкультура необходима для восстановления психомоторного развития ребенка и его коррекции. Таким образом, задачи лечебной физкультуры в комплексной терапии анемий могут быть сведены к следующим: стимуляция гемопоэза, улучшение и нормализация кроветворения, компенсация…


Лечение бронхиальной астмы должно учитывать индивидуальные особенности больного ребенка, период заболевания и характер изменений дыхательной системы. Оно прежде всего направлено на устранение имеющихся нарушений бронхиальной проходимости, но, учитывая этиологию и патогенез страдания, нужно стремиться, чтобы комплексное лечение обеспечило улучшение и нормализацию функции нервной системы и ее вегетативных отделов, компенсацию развивающейся дыхательной недостаточности, а в дальнейшем…