Бронхиальная астма (ЛФК в межприступном периоде)

В межприступном периоде лечебная физкультура применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий, самостоятельно выполняемых ребенком индивидуальных назначений. Из средств лечебной физкультуры применяются разнообразные гимнастические упражнения из всех исходных положений, обеспечивающие планомерное увеличение физической нагрузки, физические упражнения прикладного типа, подвижные игры.

Специальные упражнения обеспечивают закрепление достигнутого лечебного эффекта, их доля относительно уменьшается. Применяются упражнения для обучения навыку полного дыхания, дыхательные упражнения динамические, в том числе и с сопротивлением, упражнения в расслаблении. Занятия лечебной физкультурой проводятся систематически, после выписки из стационара они продолжаются в санатории, в поликлинике. При возобновлении занятий в школе дети, состоящие на диспансерном учете по поводу бронхиальной астмы, занимаются физкультурой в специальной медицинской группе.

Описание специальных упражнений при бронхиальной астме

1. Стоя, медленное поднимание рук через стороны вверх — вдох, опускание рук вниз — продолжительный выдох с произнесением звука «шш-шш-шш».

2. Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на грудной клетке, пальцами вперед. Отведение локтей назад — вдох, наклон вперед со ступенчатым выдохом и толчкообразными нажимами кистями рук на ребра с произнесением звука «оо-оо-оо».

3. Стоя, ноги шире плеч, кисти рук сцеплены в замок, руки опущены. Руки вверх — вдох, наклон, кисти рук пронести между колен — выдох с произнесением звуков «у-ухх» (упражнение «дровосек»).

4. Сидя, руки на поясе. Отвести правую руку в сторону, назад с поворотом туловища в ту же сторону — вдох, возврат в исходное положение — продолжительный выдох. То же в левую сторону.

5. Лежа на спине, кисти рук на груди и на животе. Вдох — грудная клетка и передняя стенка живота приподнимаются, удлиненный выдох — кисти рук слегка нажимают на грудь и живот.

6. Стоя на четвереньках — голову приподнять, спину прогнуть в пояснице — вдох, голову опустить, спину выгнуть дугой вверх — продолжительный выдох с произнесением звуков «ф-рр-ф-рр».

7. Лежа на спине, руки согнуты в локтях в упоре на локти, ноги согнуты в коленях с опорой на стопы. Расслабить, уронить вдоль туловища правую руку. Расслабить, уронить вдоль туловища левую руку. Расслабить правую ногу, расслабить левую ногу. Проверить полноту расслабления.

8. Сидя, руки на поясе — упражнение в расслаблении. Расслабить и уронить правую руку. Расслабить и уронить левую руку. Расслабить мышцы шеи — наклонить голову. Проверить полноту расслабления.

9. Стоя — упражнение в расслаблении. Поднять руки вверх — расслабить и уронить кисти, расслабить и уронить плечи, полностью расслабить руки и слегка поболтать ими. Расслабить мышцы шеи, наклонить голову. Приподнять и встряхнуть правую ногу. Приподнять и встряхнуть левую ногу.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Гипотонические состояния — стойкое понижение артериального давления, возникающее у детей в результате нейроциркуляторных нарушений, реже — в результате недостаточной функции надпочечников, щитовидной железы, гипофиза. Гипотонические состояния могут появиться в результате длительного воздействия интоксикации, физических и эмоциональных перенапряжений, а также при некоторых заболеваниях. Клиника проявляется жалобами на слабость, повышенную утомляемость, сонливость, иногда головную боль, раздражительность, боли в…


Лечебная физкультура в активной фазе ревматизма направлена на решение перечисленных задач, адекватных особенностям метода. Клинико-физиологическим обоснованием для использования лечебной физкультуры при поражениях сердца является возможность компенсации недостаточности кровообращения за счет активизации экстракардиальных факторов кровообращения с помощью средств лечебной физкультуры. Такое влияние оказывают дыхательные движения, увеличивающие присасывающее действие грудной клетки по отношению к венозному кровотоку, мышечные…


Лечебная физкультура применяется в строгом соответствии и сочетании с лечебно-охранительным режимом, медикаментозной терапией, физиотерапией, лечебным питанием и другими видами комплексной терапии. При выраженном обострении ревматоидного артрита назначается постельный режим. Специальная укладка предупреждает возможные контрактуры и деформации, в ряде случаев применяется иммобилизация с помощью лонгет или гипсовой кроватки. Лечебная физкультура проводится в форме индивидуальных занятий с…


Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и со своеобразием реактивности организма ребенка. Важнейшие из морфологических особенностей сводятся к «экспираторному» строению грудной клетки (как бы находящейся в состоянии вдоха) в раннем возрасте, сравнительной узости трахеи, бронхов и бронхиол, богатой васкуляризации легких, слизистой оболочки…


Бронхоэктатическая болезнь — клинический вариант хронической пневмонии, характеризующийся развитием бронхоэктазии и накоплением в них гнойного содержимого. Бронхоэктазии могут развиться также при стафилококковой деструкции легких, муковисцидозе, в результате врожденных пороков развития легких. Клиника хронической пневмонии с бронхоэктазиями характеризуется наличием кашля с мокротой, часто неприятного, гнилостного запаха, количество мокроты может быть значительным. Точная диагностика бронхоэктазии проводится с помощью…