Бронхиальная астма (ЛФК в межприступном периоде)
В межприступном периоде лечебная физкультура применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий, самостоятельно выполняемых ребенком индивидуальных назначений. Из средств лечебной физкультуры применяются разнообразные гимнастические упражнения из всех исходных положений, обеспечивающие планомерное увеличение физической нагрузки, физические упражнения прикладного типа, подвижные игры.
Специальные упражнения обеспечивают закрепление достигнутого лечебного эффекта, их доля относительно уменьшается. Применяются упражнения для обучения навыку полного дыхания, дыхательные упражнения динамические, в том числе и с сопротивлением, упражнения в расслаблении. Занятия лечебной физкультурой проводятся систематически, после выписки из стационара они продолжаются в санатории, в поликлинике. При возобновлении занятий в школе дети, состоящие на диспансерном учете по поводу бронхиальной астмы, занимаются физкультурой в специальной медицинской группе.
Описание специальных упражнений при бронхиальной астме
1. Стоя, медленное поднимание рук через стороны вверх — вдох, опускание рук вниз — продолжительный выдох с произнесением звука «шш-шш-шш».
2. Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на грудной клетке, пальцами вперед. Отведение локтей назад — вдох, наклон вперед со ступенчатым выдохом и толчкообразными нажимами кистями рук на ребра с произнесением звука «оо-оо-оо».
3. Стоя, ноги шире плеч, кисти рук сцеплены в замок, руки опущены. Руки вверх — вдох, наклон, кисти рук пронести между колен — выдох с произнесением звуков «у-ухх» (упражнение «дровосек»).
4. Сидя, руки на поясе. Отвести правую руку в сторону, назад с поворотом туловища в ту же сторону — вдох, возврат в исходное положение — продолжительный выдох. То же в левую сторону.
5. Лежа на спине, кисти рук на груди и на животе. Вдох — грудная клетка и передняя стенка живота приподнимаются, удлиненный выдох — кисти рук слегка нажимают на грудь и живот.
6. Стоя на четвереньках — голову приподнять, спину прогнуть в пояснице — вдох, голову опустить, спину выгнуть дугой вверх — продолжительный выдох с произнесением звуков «ф-рр-ф-рр».
7. Лежа на спине, руки согнуты в локтях в упоре на локти, ноги согнуты в коленях с опорой на стопы. Расслабить, уронить вдоль туловища правую руку. Расслабить, уронить вдоль туловища левую руку. Расслабить правую ногу, расслабить левую ногу. Проверить полноту расслабления.
8. Сидя, руки на поясе — упражнение в расслаблении. Расслабить и уронить правую руку. Расслабить и уронить левую руку. Расслабить мышцы шеи — наклонить голову. Проверить полноту расслабления.
9. Стоя — упражнение в расслаблении. Поднять руки вверх — расслабить и уронить кисти, расслабить и уронить плечи, полностью расслабить руки и слегка поболтать ими. Расслабить мышцы шеи, наклонить голову. Приподнять и встряхнуть правую ногу. Приподнять и встряхнуть левую ногу.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
Общеразвивающие физические упражнения, подобранные в соответствии с возрастом, физическим развитием и состоянием ребенка, игры малой и средней подвижности, обеспечивающие в начале лечебного курса нагрузку ниже средней, а затем (с расширением адаптивных возможностей организма) и средней интенсивности. Ведущими средствами для решения специальных задач являются простые по выполнению гимнастические упражнения для средних мышечных групп с большим количеством…
Лечение ревматизма — этапное, комплексное, обеспечивающее не только минимальные органические поражения сердца, но и максимальную функциональную адаптацию ребенка к обычным условиям жизни и учебы. Первый этап — стационарный, охватывающий активную фазу ревматического процесса. На этом этапе решаются следующие задачи: подавление и ликвидация инфекции, компенсация недостаточности кровообращения, в дальнейшем — улучшение и расширение функциональных возможностей сердечнососудистой системы,…
Лечебная физкультура в комплексной терапии ревматоидного артрита назначается с момента установления точного диагноза поражения. Клинико-физиологическим обоснованием к использованию средств лечебной физкультуры в лечении и реабилитации больного является возможность трофического действия физических упражнений на течение воспаления в суставе, ускорение процессов регенерации, предупреждение патологических изменений суставных поверхностей. Применение специальных упражнений с вовлечением в движение мышц пораженных суставов…
Лечение заболевания проводится комплексно, в соответствии с современными представлениями об этиологии и патогенезе, прежде всего направлено на санацию очагов инфекции и десенсибилизацию организма. Из медикаментозных средств находят применение антибиотики широкого спектра действия, кортикостероиды, антигистаминные препараты, а также витамины С и Р, кальция хлорид, иммунодепрессанты. Режим — в соответствии с тяжестью и формой заболевания и его…
Лечебная физкультура назначается во все периоды лечения хронического бронхита как средство патогенетической и неспецифической стимулирующей терапии. Физические упражнения, вовлекающие в работу мышцы грудной клетки и верхних конечностей, способствуют резкому усилению их лимфо- и кровоснабжения, что, в свою очередь, обеспечивает улучшение лимфо- и кровоснабжения бронхолегочной системы в силу анатомических, функциональных и моторно-висцеральных взаимоотношений. Таким образом, эта…