Заболевания органов дыхания

Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и со своеобразием реактивности организма ребенка.

Важнейшие из морфологических особенностей сводятся к «экспираторному» строению грудной клетки (как бы находящейся в состоянии вдоха) в раннем возрасте, сравнительной узости трахеи, бронхов и бронхиол, богатой васкуляризации легких, слизистой оболочки трахеи, бронхов, незавершенности морфологических структур органов дыхания, бедности эластических волокон, мягкости и податливости ребер, хрящей трахеобронхиального дерева.

В связи с этим у ребенка ограничены возможности вентиляции, легко образуются ателектазы, имеются благоприятные условия для развития отека, нарушений бронхиальной проходимости и генерализации инфекции. По анатомическому строению дыхательная система ребенка достигает завершенности к 8—12 годам, однако функциональное развитие продолжается до 14—16 лет.

Физиологическое своеобразие дыхания ребенка связано с большой функциональной нагрузкой при продолжающемся развитии и морфологической дифференцировке. В то же время отмечаются меньшая растяжимость легочной ткани и относительно большая работа дыхания, слабость дыхательной мускулатуры, приводящая к ее истощению при повышенных требованиях к дыхательному аппарату, меньшая активность сурфактанта-фосфолипида, выстилающего внутреннюю поверхность альвеол, что увеличивает склонность к ателектазированию.

К физиологическим особенностям дыхания ребенка относится также более низкая возбудимость дыхательного центра и более поздняя адаптация к гипоксемии, сравнительно меньшее давление в малом круге кровообращения, обусловливающее наклонность к сдавливанию сосудов при воспалительных изменениях легочной паренхимы.

При заболеваниях органов дыхания у ребенка следует учитывать, что и аппарат внешнего дыхания, и газообмен функционируют у детей в особых условиях, обеспечивающих потребности организма путем более напряженной деятельности. Физиологические приспособительные механизмы функциональной системы дыхания нестойки, а резервы — недостаточны.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Теоретические предпосылки для использования физических упражнений и регламентированной двигательной деятельности при лечении заболеваний сердечнососудистой системы у детей связаны с многосторонним влиянием мышечной работы на показатели функциональной системы кровообращения и морфологические характеристики сердца и сосудов. Это влияние обнаруживается не только в физиологических условиях нормального роста и развития, но и при заболеваниях. Прежде всего оно заключается в…


Комбинированный порок двустворчатого (митрального) клапана, митральная болезнь — сочетание стеноза и недостаточности. Формирование порока может начинаться со стенозирования, а затем развивается деформация створок клапана (первичный стеноз). Если продолжающийся эндокардит, вызвавший недостаточность клапанов, приводит к сужению фиброзного кольца, возникает вторичный стеноз. Клиническая картина и физикальные данные определяются преобладанием явлений стеноза или недостаточности. «Справочник по детской лечебной…


Клиника ревматоидного артрита разнообразна. По А. А. Яковлевой (1977), различают преимущественно суставную, суставно-висцеральную и комбинированные формы. Наиболее типичная в детском возрасте суставная форма с подострым течением начинается постепенно, реже остро. Иногда на фоне нормальной, чаще субфебрильной температуры при неизмененном общем состоянии появляются боль и припухлость в одном или нескольких суставах. Суставы могут опухать без болевых…


Общестимулирующий эффект занятий лечебной физкультурой при анемиях дает возможность повысить уровень неспецифической сопротивляемости организма ребенка, улучшить обменные процессы и способствовать нормализации его массы. Лечебная физкультура необходима для восстановления психомоторного развития ребенка и его коррекции. Таким образом, задачи лечебной физкультуры в комплексной терапии анемий могут быть сведены к следующим: стимуляция гемопоэза, улучшение и нормализация кроветворения, компенсация…


Лечебная физкультура в терапии бронхиальной астмы применяется в связи с нормализующим действием мышечной работы на нервную систему, аппарат внешнего дыхания. Оказывая положительное влияние на корковые процессы, физические упражнения способствуют изменению общей реактивности организма ребенка, снятию повышенной возбудимости. Под влиянием специальных средств лечебной физкультуры достигаются снижение повышенного тонуса гладкой мускулатуры бронхов, уменьшение отечности и набухлости слизистой…