Опухоли головного мозга (постоперационный период)

После удаления опухоли средства лечебной физкультуры содействуют замещению и восстановлению нарушенных функций, образованию новых условнорефлекторных связей. Степень обратного развития симптомов зависит от того, насколько велико разрушение вещества мозга, произведенное опухолью и при оперативном вмешательстве. Занятия лечебной физкультурой начинаются в первые дни после операции, в условиях реанимационного отделения.

Для поддержания жизненно важных функций организма и предотвращения осложнений в органах дыхания и двигательном аппарате используются дыхательные упражнения, пассивные и активные движения. После перевода больного ребенка в послеоперационную палату, на фоне минимального общетонизирующего воздействия начинают включать упражнения специальные.

При наличии двигательных выпадений это упражнения, стимулирующие восстановление и компенсацию нарушенных функций. Очень постепенно осуществляется расширение двигательного режима. Больные адаптируются к вертикальному положению и обучаются ходьбе. Дополнительно к занятиям лечебной физкультурой в качестве назначений для самостоятельного выполнения применяется лечебная ходьба.

При наличии у больного мозжечковых расстройств в занятия включаются упражнения, стимулирующие восстановление равновесия и координацию движений. Тренировка координации осуществляется лежа, сидя и стоя. Применяются постепенно усложняющиеся комбинированные движения, упражнения, требующие точности, ловкости и др. С переводом больного на палатный или общий режим, занятия переносятся в кабинет лечебной физкультуры.

Широко используются упражнения с предметами (мячи, булавы и др.), малоподвижные игры. Когда удаление опухоли производится двухмоментно и после первого этапа наступает улучшение общего состояния больного, лечебная гимнастика должна быть назначена уже после первой операции.

Основная задача — содействовать улучшению общего состояния больного, подготовить его ко второму этапу операции. В занятиях лечебной физкультурой используются нагрузки малой и умеренной интенсивности.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

С переходом на полупостельный режим назначаются занятия лечебной физкультурой. Основными задачами в этот период являются: содействовать общему укреплению организма и улучшению координации движений, обеспечивая осторожный постепенный переход к общей нагрузке (до среднего уровня). Главными средствами для решения поставленных задач являются: дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и постепенное включение большего числа общеразвивающих упражнений для всех мышечных…


Средства для достижения поставленной цели: массаж с приемами поглаживания, растирания, разминания. Включаются упражнения с помощью, а по мере восстановления двигательных функций переходят к активным упражнениям пораженных конечностей и к упражнениям для всех частей тела, в том числе с переменой его положений (переход из положения сидя в положение лежа и, если возможно, вставание с опорой на…


Тяжелая форма возникает при длительной асфиксии или тяжелой родовой травме с пренатальной отягощенностью. Тяжесть состояния в связи с генерализованным отеком мозга и внутричерепным кровоизлиянием нередко бывает выражена на фоне дефекта развития ЦНС. Кровоизлияния могут локализоваться в оболочках, веществе, желудочках головного мозга, возможно, в оболочках и веществе спинного мозга. Процесс восстановления идет, как правило, медленно и…


Второй период начинается, как правило, с 2 мес, когда появляются активные движения конечностей. Помимо задач первого периода, ведущими являются развитие и тренировка активных движений туловища и конечностей, профилактика контрактур (или борьба с уже существующими). Пассивные упражнения выполняются так же, как в первом периоде, но особое внимание уделяется подниманию рук вверх, разгибанию и отведению плеча с…


Лечебная физкультура назначается больному после выведения его из шокового состояния. Задачи лечебной физкультуры — противодействовать возникновению вторичных осложнений со стороны внутренних органов и двигательного аппарата, способствовать восстановлению или компенсации нарушенных функций, адаптации больного ребенка к последовательному расширению двигательного режима, повышению уровня неспецифической сопротивляемости организма. В первые дни применяются общетонизирующие, дыхательные, а также пассивные упражнения для…