Главная / Семья / Справочник по детской лечебной физкультуре / Лечебная физкультура в клинике нервных болезней у детей / Паралич детский церебральный (профилактическое и корригирующее средство)

Паралич детский церебральный (профилактическое и корригирующее средство)

Как профилактическое и корригирующее средство для нормализации тонуса мышц и коррекции позы избирательно используются точечный и другие приемы массажа. Например, при наличии порочной позы со сгибанием и приведением бедра точечный массаж производят одной рукой над большим вертелом, на середине прямой мышцы бедра и на месте ее прикрепления, а другой — в точке между IV и V пальцами стопы и на длинном разгибателе пальцев.

Для стимуляции рефлекса ползания в исходном положении больного лежа на животе производят глубокий массаж подошвенной поверхности стоп, а затем их захватывают, производя сгибание и разгибание ног, вызывая рефлекс тройного сгибания, который является основным первичным элементом рефлекса ползания. Реакция опоры и шаговые движения стимулируются в положении ребенка стоя с поддержкой туловища под мышки. Ноги опираются на палку 5—6 см в диаметре, перекатывающуюся под стопами, или ноги ставят на шероховатую жесткую поверхность. Этот прием приводит к напряжению разгибателей и упору ног.

Целесообразно произвести предварительно массаж стоп. Такого же рода рефлекторные движения могут быть использованы как упражнения для решения других задач лечебной физкультуры. У здоровых детей до 2 лет развитие вестибулярного аппарата и правильной прямой позы тела взаимосвязано. В первые 6 мес отмечается асимметрия двигательных ответов с лабиринтов. К году асимметрия окончательно исчезает, и начинает проявляться тормозное действие коры.

Функциональное взаимодействие зрительного и вестибулярного анализаторов обеспечивает ориентировку в пространстве. Они достигают зрелости к 6 мес. Вместе с переходом младенца в вертикальное положение обеспечивается необходимая тренировка анализаторов, что следует учитывать при занятиях лечебной физкультурой. В восстановительном периоде детского церебрального паралича (до 2 лет) необходимо уделять большое внимание нормализации функций вестибулярного аппарата. Больных, как правило, отличает не только неустойчивость как результат слаборазвитой функции опоры, но и асимметрия в действии лабиринтов.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Атаксия Фридрейха (семейная атаксия) является наиболее частой формой заболевания из группы атаксических дегенерации у детей. Этиология и патогенез Характерной является первичная дегенерация задних и боковых столбов спинного мозга. Перерождение в задних столбах может распространяться до их ядер в продолговатом мозге, в боковых столбах перерождаются пирамидные и мозжечковые пути. В основе патогенеза этого заболевания, как и многих…


Ювенильная форма Эрба-Рота, или тазово-плечевая, среди детей встречаются реже, чем миопатия Дюшенна, чаще после 10 лет. Развитие дистрофий проксимальных отделов конечностей происходит с выраженными атрофиями, гипотонией мускулатуры и развитием деформаций. Характерными являются: крыловидные лопатки, гиперлордоз, осиная талия, релаксация мышц локтевых и коленных суставов, псевдогипертрофии выражены нерезко. Течение заболевания медленное, прогрессирующее, с ремиссиями различной продолжительности. Форма…


В клинической картине детского церебрального паралича на первом плане находятся двигательные расстройства, сопровождаемые нарушениями функций других анализаторных систем (зрение, проприорецепция, вестибулярный аппарат и пр.), а также психики и речи. В течение всех форм детского церебрального паралича различают 4 периода, на протяжении которых должно продолжаться комплексное лечебное воздействие для восстановления двигательной сферы больного и его социальной…


При параличе Дежерин-Клюмпке лечебная физкультура проводится в соответствии с общими положениями методики, описанной при параличе Дюшенна-Эрба. Но в связи с поражением дистального отдела руки укладки применяются в виде шинки на кисть и пальцы с выведением их в среднее положение, большой палец отведен при помощи мягкой прокладки, чтобы избежать давления. Необходимо следить, чтобы I пястная кость…


Среди всех травм у детей составляет от 25 до 45 %. Чаще встречается закрытая травма. Большая часть повреждений приходится на младший школьный возраст. Патогенез Черепно-мозговая травма развивается в результате механического повреждения головы и гидродинамического «удара» ликворной волны. Патогенез связан с механическим воздействием на череп и мозг, развитием ликвородинамических расстройств, нарушением функций высших вазомоторных центров мозгового…