Травма черепно-мозговая

Среди всех травм у детей составляет от 25 до 45 %. Чаще встречается закрытая травма. Большая часть повреждений приходится на младший школьный возраст.

Патогенез

Черепно-мозговая травма развивается в результате механического повреждения головы и гидродинамического «удара» ликворной волны. Патогенез связан с механическим воздействием на череп и мозг, развитием ликвородинамических расстройств, нарушением функций высших вазомоторных центров мозгового ствола и гипоталамуса. Ангиоспазм сменяется парезом, при этом повышается проницаемость сосудов, развивается отек мозга. Изменения мозгового кровотока приводят к метаболическим нарушениям и вторичным отклонениям коллоидно-осмотического давления, способствующим отечному набуханию мозговой ткани.

Патогенетическим нарушениям при черепно-мозговой травме у детей способствуют анатомо-физиологические особенности организма ребенка в виде большей ранимости мозговой ткани и повышенной чувствительности детского мозга к гипоксии, его предрасположенность к отеку.

Клиника

Различают сотрясение, ушиб, внутричерепное кровоизлияние сдавление мозга, открытые и закрытые черепно-мозговые травмы. По тяжести неврологической симптоматики травма может быть легкой, средней и тяжелой. Больные, перенесшие сотрясение головного мозга, в течение некоторого времени находятся в состоянии оглушения, затем развиваются повышенная возбудимость, вазомоторные, секреторные и вестибулярные расстройства. Длительно сохраняются головокружения, нарушения равновесия, координации движений, походки, головные боли.

На 2-е сутки состояние ребенка в большинстве случаев улучшается, а к 3 —5-му дню неврологические симптомы в значительной степени сглаживаются. При тяжелой черепно-мозговой травме нарушается сознание, возникают соматические и вегетативные нарушения.

При ушибе головного мозга, наряду с общемозговыми явлениями, наблюдаются очаговые поражения: гемипарезы, монопарезы. В дальнейшем очаговая симптоматика постепенно сглаживается.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

При переходе на общий режим постепенно увеличивается нагрузка и расширяется применение средств лечебной физкультуры для подготовки больного к выписке и обеспечения наиболее быстрой его адаптации к обычным условиям жизни. Основными средствами являются: общеразвивающие упражнения, дыхательные, на координацию движений и в равновесии, малоподвижные игры, дозированная ходьба с постепенным увеличением нагрузки. Кроме индивидуальных занятий лечебной физкультурой на…


Миопатия (прогрессирующая мышечная дистрофия). Этиология и патогенез Это наследственное заболевание нервно-мышечного аппарата, обусловленное генетическими дефектами обмена веществ в мышечной ткани. Очень рано обнаруживается неоднородное состояние мышечных волокон: атрофичные, нормальные, гипертрофичные. По мере развития болезни возрастает деструкция мышц с преобладанием атрофических процессов, волокна дегенерируют, и наступает их распад. Поражается не только мышечная, но и соединительная ткань,…


Тяжелая форма возникает при длительной асфиксии или тяжелой родовой травме с пренатальной отягощенностью. Тяжесть состояния в связи с генерализованным отеком мозга и внутричерепным кровоизлиянием нередко бывает выражена на фоне дефекта развития ЦНС. Кровоизлияния могут локализоваться в оболочках, веществе, желудочках головного мозга, возможно, в оболочках и веществе спинного мозга. Процесс восстановления идет, как правило, медленно и…


Второй период начинается, как правило, с 2 мес, когда появляются активные движения конечностей. Помимо задач первого периода, ведущими являются развитие и тренировка активных движений туловища и конечностей, профилактика контрактур (или борьба с уже существующими). Пассивные упражнения выполняются так же, как в первом периоде, но особое внимание уделяется подниманию рук вверх, разгибанию и отведению плеча с…


Лечебная физкультура назначается больному после выведения его из шокового состояния. Задачи лечебной физкультуры — противодействовать возникновению вторичных осложнений со стороны внутренних органов и двигательного аппарата, способствовать восстановлению или компенсации нарушенных функций, адаптации больного ребенка к последовательному расширению двигательного режима, повышению уровня неспецифической сопротивляемости организма. В первые дни применяются общетонизирующие, дыхательные, а также пассивные упражнения для…