Точечный массаж

Пальцевое воздействие на точки известно давно. Еще в древности при лечении детей вместо иглоукалывания применяли надавливание на точку пальцем (метод прессации, пальцевой чжень). В настоящее время ряд авторов из разных стран для улучшения функций опорно-двигательного аппарата у взрослых и детей, у больных и спортсменов рекомендуют применение точечного массажа по так называемым БАТ.

Являясь разновидностью чжень-цзю-терапии, точечный массаж часто сочетается как с иглотерапией, так и с различными способами прогревания по точкам. В отличие от общего и сегментарного массажа пальцевое воздействие на точки может быть более тонким и дифференцированным. Оно осуществляется на той же рефлекторной основе, непосредственно влияя на определенные рецепторы, находящиеся в покровах тела в области микрозоны данной точки.

Точечный массаж применяется у детей с заболеваниями ЦНС и периферическими нарушениями двигательных функций, а также при травмах головного и спинного мозга. Этот вид массажа способствует восстановлению реципрокных отношений мышц-антагонистов и выработке условных рефлексов, что содействует нормальной координации движений и ликвидации патологического двигательного стереотипа. При выполнении точечного массажа применяются различные способы давления (одним, двумя пальцами), а также приемы общего массажа: растирание, вибрация, пунктация, штрихование, надавливание. Эффективными оказались приемы, заимствованные из иглотерапии в виде тормозного и возбуждающего методов, они различаются между собой по интенсивности, характеру и длительности раздражения.

В зависимости от поставленной лечебной задачи можно использовать следующие варианты применения точечного массажа:

  • местное — на отдельные мышцы при диагностике двигательных нарушений и при избирательных приемах воздействия на мышцы;

  • зональное, которое эффективно при необходимости воздействия в определенной зоне (воротниковой или поясничной) или в области определенного сустава;

  • системное, необходимое для формирования физиологических синергии или для разрушения их патологических проявлений (воздействуя последовательно или одновременно на ряд точек с аналогичным воздействием, размещенных на конечности);

  • сегментарное, применяемое в сочетании с сегментарным массажем или самостоятельно на сегментах позвоночника паравертебрально для воздействия на мышцы определенной части тела (конечности, шея, туловище).

Особо нужно подходить к использованию так называемых точек общего воздействия. Как правило, они включаются в избранную серию точек (1—2) всегда с двух сторон, тормозным методом для нормализации состояния ЦНС. Так же как и при других видах массажа, в случаях восстановления двигательных функций, точечный массаж в процессе тренировки отдельных движений и поз обязательно должен сочетаться с занятиями физическими упражнениями. Поэтому в отличие от других видов массажа его включают, по мере необходимости, в ходе занятий.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Лазание, так же как ходьба и бег, относится к основным движениям циклического типа с широким вовлечением в работу многих мышечных групп. В связи с этим лазание, ползание и их разновидности (подлезание, перелезание, влезание, пролезание) способствуют развитию мышц туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб. Двигательный навык ползания начинает развиваться на 5-м месяце…


Массаж — средство лечебной физкультуры, использующее местное и рефлекторное действие дозированных механических раздражений участков тела специальными приемами. Эти приемы выполняются руками массажиста или специальными аппаратами, вызывая в первую очередь возбуждение механорецепторов. К ним относятся распространенные по всему телу рецепторы кожи, раздражаемые прикосновением, давлением, ударами и пр., рецепторы мышечно-суставного чувства (проприорецепторы) и рецепторы внутренних органов (интерорецепторы),…


Воздух — наиболее привычный, постоянно действующий фактор окружающей среды. Физические свойства воздуха, его газовый и ионный состав, температура оказывают определенное действие на организм ребенка, используемое при закаливании. Его начинают с воздушных ванн в помещении при температуре для детей до года 22 °С, от 1 года до 3 —20—21 °С, до 7 лет- 18 — 20…


Большую роль для поддержания нагрузки средней интенсивности играют упражнения циклического характера — ходьба, в дальнейшем бег и поскоки, у детей раннего и дошкольного возраста — лазание. Нагрузки средней интенсивности, адекватные возможностям больного организма, хорошо переносятся детьми, не вызывают субъективных жалоб, не сопровождаются появлением внешних признаков утомления. С помощью нагрузок средней интенсивности решаются лечебные задачи восстановления нарушенной…


К 6 годам появляется навык пружинистого приземления при прыжке с перекатом с носка на пятку или с пятки на носок, но он наблюдается не у всех детей, мягкость приземления вырабатывается медленно, координация движений при толчке, полете и приземлении зависит от длительности и характера применяемых упражнений. Из возрастных физиологических особенностей ребенка дошкольного возраста, безусловно, учитываемых в…