Точечный массаж

Пальцевое воздействие на точки известно давно. Еще в древности при лечении детей вместо иглоукалывания применяли надавливание на точку пальцем (метод прессации, пальцевой чжень). В настоящее время ряд авторов из разных стран для улучшения функций опорно-двигательного аппарата у взрослых и детей, у больных и спортсменов рекомендуют применение точечного массажа по так называемым БАТ.

Являясь разновидностью чжень-цзю-терапии, точечный массаж часто сочетается как с иглотерапией, так и с различными способами прогревания по точкам. В отличие от общего и сегментарного массажа пальцевое воздействие на точки может быть более тонким и дифференцированным. Оно осуществляется на той же рефлекторной основе, непосредственно влияя на определенные рецепторы, находящиеся в покровах тела в области микрозоны данной точки.

Точечный массаж применяется у детей с заболеваниями ЦНС и периферическими нарушениями двигательных функций, а также при травмах головного и спинного мозга. Этот вид массажа способствует восстановлению реципрокных отношений мышц-антагонистов и выработке условных рефлексов, что содействует нормальной координации движений и ликвидации патологического двигательного стереотипа. При выполнении точечного массажа применяются различные способы давления (одним, двумя пальцами), а также приемы общего массажа: растирание, вибрация, пунктация, штрихование, надавливание. Эффективными оказались приемы, заимствованные из иглотерапии в виде тормозного и возбуждающего методов, они различаются между собой по интенсивности, характеру и длительности раздражения.

В зависимости от поставленной лечебной задачи можно использовать следующие варианты применения точечного массажа:

  • местное — на отдельные мышцы при диагностике двигательных нарушений и при избирательных приемах воздействия на мышцы;

  • зональное, которое эффективно при необходимости воздействия в определенной зоне (воротниковой или поясничной) или в области определенного сустава;

  • системное, необходимое для формирования физиологических синергии или для разрушения их патологических проявлений (воздействуя последовательно или одновременно на ряд точек с аналогичным воздействием, размещенных на конечности);

  • сегментарное, применяемое в сочетании с сегментарным массажем или самостоятельно на сегментах позвоночника паравертебрально для воздействия на мышцы определенной части тела (конечности, шея, туловище).

Особо нужно подходить к использованию так называемых точек общего воздействия. Как правило, они включаются в избранную серию точек (1—2) всегда с двух сторон, тормозным методом для нормализации состояния ЦНС. Так же как и при других видах массажа, в случаях восстановления двигательных функций, точечный массаж в процессе тренировки отдельных движений и поз обязательно должен сочетаться с занятиями физическими упражнениями. Поэтому в отличие от других видов массажа его включают, по мере необходимости, в ходе занятий.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Прыжки — основное движение ациклического типа. При прыжках отсутствует повторение одинаковых действий, а весь процесс его выполнения составляет единое движение, в котором можно различить три фазы: подготовительную в виде размаха, приседания или разбега, основную — отталкивание и полет, заключительную — приземление. Во всех фазах требуются сложная координация движений, сочетание сильных, но кратковременных мышечных усилий с…


Во время массажа на организм ребенка действуют не только механические раздражения, но и тепло рук массажиста, а сам характер механического воздействия может изменяться в зависимости от силы надавливания, направления движения и т. д. Механическое и тепловое воздействие на ткани массируемой области приводит к образованию в них биологически активных веществ типа гистамина, ацетилхолина, к связанным с…


Закаливание водой — более энергичное воздействие, начинают его, как правило, после короткого курса закаливания воздухом. Водные процедуры разделяются на местные и общие. Для тех и других вода охлаждается постепенно, первые процедуры проводятся водой индифферентной температуры. У больных детей особенно важны постепенность и систематичность увеличения холодового действия воды, учитывая ее большую теплопроводность (в 30 раз больше,…


Использование различных средств лечебной физкультуры для решения лечебных, лечебно-воспитательных и реабилитационных задач возможно в различных формах, отражающих наиболее целесообразное включение ее в режим дня. В детских лечебно-профилактических учреждениях наиболее распространены специальные занятия лечебной физкультурой, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения и элементы лечебной физкультуры, включаемые в другие виды двигательной активности ребенка. При применении всех…


С большим трудом дети-дошкольники дифференцируют темп движения, поэтому сохранение ритма упражнений и их темпа лучше удается при сопутствующих дополнительных сигналах: ритмическое музыкальное сопровождение, четкая команда, метроном и т. п. У детей 5 —7-летнего возраста все большее значение приобретает вторая сигнальная система (действия по речевой команде, словесный инструктаж), в связи с чем объяснение предстоящих действий уже…