Точечный массаж

Пальцевое воздействие на точки известно давно. Еще в древности при лечении детей вместо иглоукалывания применяли надавливание на точку пальцем (метод прессации, пальцевой чжень). В настоящее время ряд авторов из разных стран для улучшения функций опорно-двигательного аппарата у взрослых и детей, у больных и спортсменов рекомендуют применение точечного массажа по так называемым БАТ.

Являясь разновидностью чжень-цзю-терапии, точечный массаж часто сочетается как с иглотерапией, так и с различными способами прогревания по точкам. В отличие от общего и сегментарного массажа пальцевое воздействие на точки может быть более тонким и дифференцированным. Оно осуществляется на той же рефлекторной основе, непосредственно влияя на определенные рецепторы, находящиеся в покровах тела в области микрозоны данной точки.

Точечный массаж применяется у детей с заболеваниями ЦНС и периферическими нарушениями двигательных функций, а также при травмах головного и спинного мозга. Этот вид массажа способствует восстановлению реципрокных отношений мышц-антагонистов и выработке условных рефлексов, что содействует нормальной координации движений и ликвидации патологического двигательного стереотипа. При выполнении точечного массажа применяются различные способы давления (одним, двумя пальцами), а также приемы общего массажа: растирание, вибрация, пунктация, штрихование, надавливание. Эффективными оказались приемы, заимствованные из иглотерапии в виде тормозного и возбуждающего методов, они различаются между собой по интенсивности, характеру и длительности раздражения.

В зависимости от поставленной лечебной задачи можно использовать следующие варианты применения точечного массажа:

  • местное — на отдельные мышцы при диагностике двигательных нарушений и при избирательных приемах воздействия на мышцы;

  • зональное, которое эффективно при необходимости воздействия в определенной зоне (воротниковой или поясничной) или в области определенного сустава;

  • системное, необходимое для формирования физиологических синергии или для разрушения их патологических проявлений (воздействуя последовательно или одновременно на ряд точек с аналогичным воздействием, размещенных на конечности);

  • сегментарное, применяемое в сочетании с сегментарным массажем или самостоятельно на сегментах позвоночника паравертебрально для воздействия на мышцы определенной части тела (конечности, шея, туловище).

Особо нужно подходить к использованию так называемых точек общего воздействия. Как правило, они включаются в избранную серию точек (1—2) всегда с двух сторон, тормозным методом для нормализации состояния ЦНС. Так же как и при других видах массажа, в случаях восстановления двигательных функций, точечный массаж в процессе тренировки отдельных движений и поз обязательно должен сочетаться с занятиями физическими упражнениями. Поэтому в отличие от других видов массажа его включают, по мере необходимости, в ходе занятий.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Строевые упражнения — физические упражнения, способствующие организации действий детей в коллективе при проведении различных форм лечебной физкультуры и физического воспитания. Построения, перестроения, размыкания, смыкания, повороты используются для организованного и быстрого размещения детей в кабинете лечебной физкультуры, приучают их к определенному порядку и согласованию действий с действиями других детей. Строевые упражнения способствуют формированию правильной осанки и…


Гигиенический массаж Гигиенический массаж используется для общеукрепляющего действия на организм, профилактики заболеваний. Применяется чаще всего в виде общего массажа. Косметический массаж, направленный на уход за кожей шеи, лица и пр., для предупреждения преждевременного ее старения, с использованием специальных приемов, является разновидностью гигиенического массажа. Спортивный массаж Спортивный массаж применяется с учетом особенностей отдельных видов спорта, гимнастики…


Стимулирующее действие средств лечебной физкультуры выражается усилением деятельности физиологических систем организма больного. Оно связано с тем, что распад энергосодержащих биохимических структур и выделение энергии, используемой для мышечной работы, приводят к ряду реакций вегетативных систем, направленных на выравнивание нарушенного гомеостаза и восстановление энергетического потенциала. Так, благодаря раскрытию добавочных капилляров немедленно (а в силу рефлекторных реакций даже…


С точки зрения физиологических особенностей мышечной работы и воспитательных задач, занятие подразделяется на три части. В первой, вводной части, осуществляются подготовка к повышенному уровню нагрузки, необходимая сонастроенность функциональных систем организма, обеспечивающая наилучшее действие средств лечебной физкультуры. С помощью определенных методических приемов (построение, перестроение, упражнения на внимание и координацию) обеспечиваются организация детей, сосредоточение их внимания, необходимый…


Они обусловлены анатомо-физиологическими особенностями детей школьного возраста и рядом особенностей психической деятельности. В школьном возрасте происходит довольно бурный рост тела и увеличение его массы, изменяются пропорции. Интенсивное развитие скелета связано с мышечной деятельностью, формированием мышц, сухожилий и суставного аппарата. В школьном возрасте относительная масса мышц увеличивается, совершенствуются их функциональные свойства, возрастает сила. Особое значение имеют…