Главная / Семья / Справочник по детской лечебной физкультуре / Основы детской лечебной физкультуры / Методические особенности лечебной физкультуры в дошкольном возрасте

Методические особенности лечебной физкультуры в дошкольном возрасте

Период от 3 до 7 лет представляет собою дошкольный возраст, отличающийся от старших периодов детства более быстрым темпом развития. Для психики ребенка, развития его речи и моторики этот период особенно продуктивен. К 3 годам нормально развивающийся ребенок владеет почти всеми основными движениями и начинает их реализовать в свободной двигательной деятельности. В течение всего дошкольного возраста двигательные навыки совершенствуются, развиваются и двигательные качества ребенка.

На 4-м году жизни ходьба сохраняет неравномерность длины шага, разброс ног и параллельную постановку стоп. Ребенок совершает много дополнительных движений в виде боковых раскачиваний, шаркания и шлепания стоп, легко теряется прямое направление. В динамике бега отмечаются значительные сдвиги, появление скрестной координации рук и ног, фаза полета к концу 4-го года жизни встречается более чем у половины всех детей, возрастает скорость бега. На 4-м году жизни совершенствуются прыжки в высоту, хотя одновременный отрыв обеих ног от опоры наблюдается лишь у 85 % детей.

Бросание и метание совершенствуются без координированных движений туловища. Равновесие достигается с трудом и легко утрачивается. При выполнении общеразвивающих упражнений ребенок так же легко теряет координацию.

На 5-м году увеличивается длина шага и замедляется темп ходьбы. Бег приобретает более координированный характер, общая длина шага в беге также удваивается, у всех детей наблюдается фаза полета. Прыжки с места детям 5-го года жизни удаются с отрывом обеих ног, развивается прыжок в длину, но приземление еще некоординированно. Бросание развивается за счет дальности, в то время как точность попадания еще недостаточна.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Строевые упражнения — физические упражнения, способствующие организации действий детей в коллективе при проведении различных форм лечебной физкультуры и физического воспитания. Построения, перестроения, размыкания, смыкания, повороты используются для организованного и быстрого размещения детей в кабинете лечебной физкультуры, приучают их к определенному порядку и согласованию действий с действиями других детей. Строевые упражнения способствуют формированию правильной осанки и…


Гигиенический массаж Гигиенический массаж используется для общеукрепляющего действия на организм, профилактики заболеваний. Применяется чаще всего в виде общего массажа. Косметический массаж, направленный на уход за кожей шеи, лица и пр., для предупреждения преждевременного ее старения, с использованием специальных приемов, является разновидностью гигиенического массажа. Спортивный массаж Спортивный массаж применяется с учетом особенностей отдельных видов спорта, гимнастики…


Правильное понимание процессов, происходящих в организме больного ребенка при выполнении физических упражнений, участии в подвижных играх, во время массажа, закаливающих процедур, определяет действия врача как на этапе решения вопроса о показаниях или противопоказаниях к назначению лечебной физкультуры, так и на этапе реализации назначений и подбора адекватных средств. Упомянутые процессы прежде всего вызываются мышечной работой, производимой…


Исходя из лечебных задач и состава больных, занятия можно проводить индивидуально, групповым или малогрупповым способом. Индивидуальное занятие включает в определенном порядке и в соответствии с лечебными целями все показанные данному ребенку средства: массаж, гимнастические упражнения, игры. В зависимости от возможностей лечебного учреждения и характера патологического процесса оно может проводиться в боксе, палате или специально оборудованном…


Они обусловлены анатомо-физиологическими особенностями детей школьного возраста и рядом особенностей психической деятельности. В школьном возрасте происходит довольно бурный рост тела и увеличение его массы, изменяются пропорции. Интенсивное развитие скелета связано с мышечной деятельностью, формированием мышц, сухожилий и суставного аппарата. В школьном возрасте относительная масса мышц увеличивается, совершенствуются их функциональные свойства, возрастает сила. Особое значение имеют…