Направление мыслительной деятельности ребенка

Увидев, что одно из трех растений, посаженных одновременно на грядку, завяло, а некоторые его листья пожелтели и засохли, ребенок естественно задает вопрос: «Почему завяло растение?» Решая возникшую задачу, он рассматривает, анализирует условия посадки, отбора семян, сравнивает уход за всеми растениями.

Сопоставляя их между собой, он, наконец, устанавливает причинную связь, которая, по его мнению, заключается в том, что на один цветок горячие лучи солнца падали наиболее прямо и сушили почву больше, чем вокруг других растений. Это и есть причина плохого роста цветка. Следовательно, его надо оградить от палящих лучей полуденного солнца.

Сделав навес или иным способом обеспечив тень, ребенок следит за дальнейшим развитием растения. Если оно стало поправляться, значит, причина найдена верно, если же принятые меры не помогли, очевидно, причинная связь установлена ошибочно. Истинная причина осталась нераскрытой и ее снова надо искать.

Так практикой проверяется правильность установленных связей между явлениями. Итак, процесс мышления у ребенка характеризуется следующими особенностями. Он начинается с удивления, с констатации чего-то нового, неизвестного, непонятного. Это необычное, неизвестное формулируется в речи, в вопросах.

Например: «Почему засохло растение?». Таким образом, мышление всегда направлено на решение какой-то задача. Направление мыслительной деятельности ребенка зависит от того, как поставлен вопрос.

Если взрослый спрашивает: «Что нарисовано на картинке?», дети непременно называют все предметы, которые изобразил художник.

Если же задан вопрос: «Что делают люди, изображенные на этой картине?» или «Какое время года воспроизвел художник?», мысль детей направляется либо на установление функциональных связей (действия), либо на выделение признаков определенного времени года. Если требуется придумать название картине, так чтобы в нем было выражено «самое главное», задача усложняется.

Надо провести сложную умственную работу по анализу и сопоставлению всех изображенных предметов, их пространственного положения; выделить внешний вид каждого предмета, особенно человека, и, сопоставив все эти признаки между собой, определить то, что является главным сюжетом картины. Оформление результата мыслительной деятельности ребенка в его речи (сформулированное название

картины) и будет ответом на поставленный вопрос, т. е. решением задачи. Правильно сформулированная в вопросе задача придает процессу мышления четкую направленность. Ребенок знает, что он ищет, и стремится узнать то, что еще ему неизвестно.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…


Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…