Направление мыслительной деятельности ребенка

Увидев, что одно из трех растений, посаженных одновременно на грядку, завяло, а некоторые его листья пожелтели и засохли, ребенок естественно задает вопрос: «Почему завяло растение?» Решая возникшую задачу, он рассматривает, анализирует условия посадки, отбора семян, сравнивает уход за всеми растениями.

Сопоставляя их между собой, он, наконец, устанавливает причинную связь, которая, по его мнению, заключается в том, что на один цветок горячие лучи солнца падали наиболее прямо и сушили почву больше, чем вокруг других растений. Это и есть причина плохого роста цветка. Следовательно, его надо оградить от палящих лучей полуденного солнца.

Сделав навес или иным способом обеспечив тень, ребенок следит за дальнейшим развитием растения. Если оно стало поправляться, значит, причина найдена верно, если же принятые меры не помогли, очевидно, причинная связь установлена ошибочно. Истинная причина осталась нераскрытой и ее снова надо искать.

Так практикой проверяется правильность установленных связей между явлениями. Итак, процесс мышления у ребенка характеризуется следующими особенностями. Он начинается с удивления, с констатации чего-то нового, неизвестного, непонятного. Это необычное, неизвестное формулируется в речи, в вопросах.

Например: «Почему засохло растение?». Таким образом, мышление всегда направлено на решение какой-то задача. Направление мыслительной деятельности ребенка зависит от того, как поставлен вопрос.

Если взрослый спрашивает: «Что нарисовано на картинке?», дети непременно называют все предметы, которые изобразил художник.

Если же задан вопрос: «Что делают люди, изображенные на этой картине?» или «Какое время года воспроизвел художник?», мысль детей направляется либо на установление функциональных связей (действия), либо на выделение признаков определенного времени года. Если требуется придумать название картине, так чтобы в нем было выражено «самое главное», задача усложняется.

Надо провести сложную умственную работу по анализу и сопоставлению всех изображенных предметов, их пространственного положения; выделить внешний вид каждого предмета, особенно человека, и, сопоставив все эти признаки между собой, определить то, что является главным сюжетом картины. Оформление результата мыслительной деятельности ребенка в его речи (сформулированное название

картины) и будет ответом на поставленный вопрос, т. е. решением задачи. Правильно сформулированная в вопросе задача придает процессу мышления четкую направленность. Ребенок знает, что он ищет, и стремится узнать то, что еще ему неизвестно.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…


Всегда ли взрослые учитывают, что дети очень наблюдательны, что они подмечают малейшие отрицательные черты у старших, малейший разлад между их словом и делом? Всегда ли родители стараются понять, почему вдруг у сына или дочери возникает упрямство — своеобразная форма протеста, непослушание? Почему, казалось бы, хорошие отношения с ребенком неожиданно для них омрачаются отчуждением, утратой взаимопонимания,…


Для овладения педагогическим тактом нужны постоянный самоконтроль, проверка взрослыми своей воспитательной позиции. Не случайно Н. К. Крупская, определяя семью как важнейший воспитательный институт, подчеркивала, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Естественно и закономерно желание родителей, чтобы дети их любили, уважали, слушали. Но ни то, ни другое, ни третье не приходит само собой….


Учение — основной труд школьника, требующий усилий, преодоления трудностей. И чтобы овладеть им, ребенок нуждается в помощи старших, в руководстве как со стороны школы, так и семьи. Во многих школах учителя начальных классов проводят так называемые родительские практикумы; посещая их, родители получают конкретные знания о том, как организовать учебную работу школьника дома, каким должно быть…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…