Направление мыслительной деятельности ребенка

Увидев, что одно из трех растений, посаженных одновременно на грядку, завяло, а некоторые его листья пожелтели и засохли, ребенок естественно задает вопрос: «Почему завяло растение?» Решая возникшую задачу, он рассматривает, анализирует условия посадки, отбора семян, сравнивает уход за всеми растениями.

Сопоставляя их между собой, он, наконец, устанавливает причинную связь, которая, по его мнению, заключается в том, что на один цветок горячие лучи солнца падали наиболее прямо и сушили почву больше, чем вокруг других растений. Это и есть причина плохого роста цветка. Следовательно, его надо оградить от палящих лучей полуденного солнца.

Сделав навес или иным способом обеспечив тень, ребенок следит за дальнейшим развитием растения. Если оно стало поправляться, значит, причина найдена верно, если же принятые меры не помогли, очевидно, причинная связь установлена ошибочно. Истинная причина осталась нераскрытой и ее снова надо искать.

Так практикой проверяется правильность установленных связей между явлениями. Итак, процесс мышления у ребенка характеризуется следующими особенностями. Он начинается с удивления, с констатации чего-то нового, неизвестного, непонятного. Это необычное, неизвестное формулируется в речи, в вопросах.

Например: «Почему засохло растение?». Таким образом, мышление всегда направлено на решение какой-то задача. Направление мыслительной деятельности ребенка зависит от того, как поставлен вопрос.

Если взрослый спрашивает: «Что нарисовано на картинке?», дети непременно называют все предметы, которые изобразил художник.

Если же задан вопрос: «Что делают люди, изображенные на этой картине?» или «Какое время года воспроизвел художник?», мысль детей направляется либо на установление функциональных связей (действия), либо на выделение признаков определенного времени года. Если требуется придумать название картине, так чтобы в нем было выражено «самое главное», задача усложняется.

Надо провести сложную умственную работу по анализу и сопоставлению всех изображенных предметов, их пространственного положения; выделить внешний вид каждого предмета, особенно человека, и, сопоставив все эти признаки между собой, определить то, что является главным сюжетом картины. Оформление результата мыслительной деятельности ребенка в его речи (сформулированное название

картины) и будет ответом на поставленный вопрос, т. е. решением задачи. Правильно сформулированная в вопросе задача придает процессу мышления четкую направленность. Ребенок знает, что он ищет, и стремится узнать то, что еще ему неизвестно.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Чего греха таить! Для некоторых, родителей телевизор — «удобный» способ снять с себя заботу о ребенке: поиграть с ним в шахматы, побеседовать о прочитанной книге, пойти в музей, ответить на его вопросы. Одни из них, чтобы ребенок «не приставал», разрешают ему смотреть телевизор вместе с собой. Другие, понимая, что это для ребенка вредно, отсылают его…


Родители не смогут привить детям любви к учению как к труду, понимания роли труда как первейшей жизненной потребности, если лишат их самостоятельности, подменяя их усилия своими. «Твое дело — учиться!» Но из этой правильной посылки отдельные матери и отцы делают неверный вывод — ребенок освобождается от какого бы то ни было труда по дому, даже…


Путь к правильному выбору профессии, к такому приложению сил и знаний, при котором личные интересы будут совпадать с интересами общества, а дело, которому человек посветит всю свою жизнь, обеспечит наиболее полное развитие его задатков и способностей, лежит через формирование у завтрашнего строителя коммунизма органической потребности в труде на благо Родины, уважения к труду в любой…


А «проблема телевизора»? О ней и пишут, и говорят. Телевидение беспредельно раздвинуло горизонты мира, сделало его предметным, осязаемым для детского восприятия, приблизило нас к самым отдаленным от культурных центров уголкам страны, поистине стирая одно из различий между городом и селом, между крупным населенным пунктом и маленьким горным аулом. Конечно, надо поощрять познавательные стремления ребенка, но…


Содружество семьи и школы — один из основных принципов коммунистического воспитания. Оно возможно только там, где нет эксплуатации человека человеком, где интересы каждого неотделимы от интересов общества, государства. В нашей стране принцип единства семейного и общественного воспитания получил силу закона. Воспитание Гражданина — дело государственное. За него в ответе и общество, и каждая советская семья….