Мыслительный процесс

Кроме приобретения знаний, дети должны уметь мыслить, задумываться над поставленной задачей, применять для ее решения разные приемы и операции: в одном случае, например, использовать прием сравнения, в другом — обобщения, в третьем — применить к данному конкретному случаю уже известное им общее правило.

В умственной деятельности детей существенную роль играют чувства, прежде всего радость успеха, гордость за сделанное открытие, найденное решение, радость от положительной оценки их усилий взрослыми и сверстниками. Эти положительные эмоции рождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают его к постановке и решению новых задач. Неудача, да еще часто повторяющаяся, резкие замечания, несправедливая оценка вызывают огорчение, порождают неверие в свои силы, парализуют усилия и мешают последующей умственной деятельности.

Умственная деятельность ребенка протекает различно. Она проявляется, например, в его практических делах, придавая им разумный, четко направленный характер. Бессмысленные пробы, глупые повторяющиеся ошибки говорят о том, что ребенок не думает о том, что он делает.

Но мыслительный процесс может протекать и в образной форме, не будучи непосредственно связанным с оперированием конкретными предметами, практическими действиями с ними, — на основе представлений о предметах. Такое мышление, в отличие от предметного, является образным.

Так, если ребенку надо нарисовать праздничный город и фейерверк на Неве, он должен себе сначала представить всю будущую картину, подумать, где и что он изобразит. Как будут стоять корабли, как и где будет изображен мост и т. д.

Такая задача решается на основе представлений — она тоже является умственной работой.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Если семейный коллектив нравственно здоров, крепок, сплочен, если он сцементирован общностью интересов, сердечной привязанностью и взаимопониманием, потребностью в труде на благо общества, уважением к моральным ценностям и принципам, определяющим духовный облик советского человека (долг перед Родиной и народом, единство личных и общественных интересов, чувство коллективизма, скромность, порядочность и т. п.), — значит в нем есть…


Коллектив учителей школы, работая с семьями учащихся, осуществляет широкий круг мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление связей с ними. На общешкольных и классных родительских собраниях, семинарах и конференциях родители не только узнают о том, как успевают их дети, чему учат их в школе, какими путями идет неразделимый процесс обучения и воспитания, но…


Авторитет родителей имеет огромное значение, особенно в воспитании подростков. И семья, и школа кровно заинтересованы в том, чтобы исключить отрицательное влияние на школьника дворовых уличных компаний, но решающая роль в этом, конечно, принадлежит семье. Если авторитет семьи, ее моральный престиж достаточно высоки для подростка, он не станет искать образцы для подражания на стороне. Однако авторитет…


Честность или лживость, трудолюбие, прилежание или лень, нерадивость, скромность или бахвальство, вежливость или грубость, дисциплинированность или непослушание — все это и многое другое в характере ребенка формируется с раннего детства. Дети приходят в школу с уже сложившимися навыками и привычками поведения, но далеко не всегда те или иные отрицательные черты их личности выражены столь ярко,…


То, что хорошо для одного, не годится для другого. То, что применимо в одной семье, будет непригодным в другой. Здесь, как нигде, нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи и каждого ребенка, его характера, темперамента, поведения в коллективе. Классный руководитель, наблюдающий ученика из года в год, многое может подсказать матери и отцу. Контакт с ним…